С 25 октября по 2 ноября в Киеве пройдет очередной международный фестиваль «Молодость». Крупнейшее кинособытие Восточной Европы ежегодно представляет сотни полнометражных и короткометражных дебютных картин со всего мира. «Репортер» выяснил, на какие из них обратить внимание в первую очередь

Карпатская исповедь

В полнометражном конкурсе фестиваля «Молодость» за статуэтку «Скифский олень» и приз в $2,5 тысячи в этом году будут соревноваться 12 киноработ. Среди них — фильм украинского режиссера «Братья. Последняя исповедь». На Московском международном кинофестивале дебют Виктории Трофименко уже успел получить два приза: «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль и Приз жюри российской кинокритики. Награду за лучший дебют присудило «Братьям» и жюри Румынского МКФ.

Лента снята по мотивам книги шведского писателя Торгни Линдгрена «Шмелиный мед». Только сюжет перенесен в украинские Карпаты. Двое братьев-гуцулов жили бок о бок и худо-бедно ладили до тех пор, пока в их жизни не появилась любовь — одна на двоих. Понятно, что ничем хорошим это не закончилось. С тех пор прошло 40 лет, а братья по-прежнему не разговаривают друг с другом. Старики живут только для того, чтобы не порадовать брата своей смертью. Напряженная психологическая драма и карпатский колорит — знаковые составляющие успешного украинского кино.

Другая Россия

Одной из ударных программ фестиваля станет подборка «Кино морального сопротивления». В нее вошли пять фильмов — представителей нового российского кино, утверждающих существование другой России. Под словом «другая» тут подразумевается страна, отличная от той, которую можно увидеть в ура-патриотических фильмах Никиты Михалкова, несмешных комедиях с участием бывших кавээнщиков и бесконечных сериалах про очень порядочных, но любящих выпить ментов.

Например, главный герой «Дурака» Юрия Быкова — простой, но опытный сантехник. Приехав на вызов в общежитие, он понимает, что ветхое здание может рухнуть и погубить сотни человек. После чего начинает бесперспективную борьбу с чиновниками, которые и слышать не хотят об эвакуации жителей.

Фильм «До свидания, мама» Светланы Проскуриной рассказывает о семейной драме: жена влюбляется в другого, а муж пытается склеить семью, не понимая тщетности своих попыток.

«Кино про Алексеева» Михаила Сегала — ироничная и трогательная история об одиноком старике, который неожиданно узнает, что был советским кумиром шестидесятых.

Продюсером еще одного фильма из этой программы — картины «21 день» Тамары Дондурей — выступила Марина Разбежкина, в мастерской которой проповедуют идеологию, сходную с триеровской «Догмой». Тема фильма — жизнь стариков в хосписе.

Наконец, «Срок. Начало большой истории», над которым трудились Павел Костомаров, Александр Расторгуев и Алексей Пивоваров. Эта картина — фиксация настроений и мыслей, которые сопровождали протестное движение в России.

Словом, темы, о которых говорят режиссеры, разные — от истории либерального сопротивления Путину до несостоятельности советских культурных стереотипов. Объединяет их, пожалуй, желание увидеть истину и понять смысл. Как минимум своей собственной жизни.

Ода будущему

На нынешней «Молодости» покажут Björk: Biophilia Live — видео необычного выступления легендарной певицы Бьорк. Как известно, после работы с именитым режиссером Ларсом фон Триером певица отказалась сниматься в художественном кино. Но шоу Бьорк — сами по себе фильмы, пусть и документальные. Или как минимум объекты современного искусства. Словом, Biophilia Live — это зафиксированный на пленку аудиовизуальный спектакль: неповторимый вокал певицы в обрамлении исландского хора, новейшие достижения компьютерной графики, масштабные видео природы и активное использование технологий мобильных приложений. В общем, на большом экране зрелище выглядит фантастически.

Кстати, о технологиях. Альбом Бьорк Biophilia, в честь которого назван фильм, не пластинка в классическом смысле этого слова. Вместе с компанией Apple певица создала приложение для iPad. Каждый его раздел связан с одной из песен альбома и представляет собой отдельное приложение с анимацией, играми и звуковыми дорожками, которые можно выстраивать как угодно. Режиссеры Питер Стриклэнд и Ник Фентон перенесли эту концепцию на видео, предложив вариант того, как музыка сможет существовать в будущем.

Порнография для терпеливых

Ларс фон Триер, кстати, на нынешней «Молодости» тоже будет. Не он сам, а его последний нашумевший фильм «Нимфоманка». Причем показывать будут режиссерскую версию, которую пришлось заметно покромсать для международного проката.

В прошлом году заядлые киноманы аплодировали стоя датскому режиссеру, когда тот отказался от монтажа «Нимфоманки», удобного для прокатчиков. Режиссерский вариант фильма растянулся на пять с половиной часов, что, естественно, кинотеатры не приветствовали. Триер махнул рукой, мол, доделывайте сами, меня это не интересует. В итоге порнодраму «Нимфоманка» сократили до четырех часов и разрезали на две части. Естественно, скомкав при этом сюжет. На «Молодости» покажут все 324 минуты режиссерской версии.

Сюжет фильма следующий. Пожилой мужчина подбирает на улице избитую женщину. Придя в себя у него дома, женщина рассказывает свою удивительную историю. Причиной ее падения стало чрезмерное половое влечение. Рассказ нимфоманки поделен на восемь глав. В каждой из них героиня признается в различных сексуальных похождениях.

Подполье разума

В числе специальных событий кинофестиваля стоит отметить и фильм Ульриха Зайдля «В подвале». В 2013-м на «Молодости» состоялся ретроспективный показ всех фильмов звезды австрийского кинематографа. Теперь же организаторы привезли его новую работу.

По словам самого Зайдля, люди охотно рассказывают о том, что мы и так можем увидеть в их уютных гостиных. Намного интереснее узнать о том, что эти люди стараются не выставлять напоказ. Заметив однажды, что жители пригорода Вены любят проводить много времени в подвалах своих домов, режиссер затеял расследование.

Что обнаружил он в реальной жизни, неизвестно. Однако в фильме сплетаются несколько фантасмагорических историй о людях и их подвалах. В одном из них собираются сторонники фашизма — выпить в окружении портретов Гитлера. В другом — предаются утехам извращенцы. В третьем обнаруживается заключенная в клетку девушка. Короче, метафора здесь очевидна: рассказывая истории о подвалах, режиссер говорит о потемках человеческой души.

Любовь по-французски

Фильм-открытие нынешней «Молодости» — картина французского режиссера Бенуа Жако «Три сердца», премьера которой состоялась 30 августа на Венецианском кинофестивале.

Сюжет таков: Марк, мужчина средних лет, опоздал на ночной поезд. Чтобы убить время, он слоняется по городу. Затем встречает привлекательную женщину. Пара быстро находит общий язык. Перед отъездом Марк назначает Сильви свидание, но по дороге на эту встречу теряет сознание, а очнувшись, понимает, что опоздал. Не дождавшись его, Сильви возвращается к своему бывшему. А Марку снова везет: он знакомится с еще одной красивой женщиной — Софи, которой предлагает руку и сердце. Настоящая французская драма начинается, когда оказывается, что Сильви и Софи — сестры.

Главные женские роли в «Трех сердцах» исполнили звезды французского кинематографа нескольких поколений: Катрин Денев, Кьяра Мастроянни и Шарлотта Генсбур.

Те, что прошли сквозь отбор

Фраза «Современного украинского кино не существует» давно не в тренде. С каждым годом в Украине появляется все больше перспективных имен и успешных работ. Об этом, помимо успехов отечественного кино на европейских и американских фестивалях, можно судить по национальной программе фестиваля «Молодость». В нынешнем году в ней представлена 31 работа — рекордное для этой программы количество фильмов. По словам руководителя фестиваля Андрея Халпахчи, в 2014 году на «Молодость» было прислано около 750 украинских фильмов. Словом, выбирать было из чего.

Среди знакомых имен участников национальной программы — один из режиссеров альманаха «Украина, гудбай!» Дмитрий Сухолиткий-Собчук и обладательница каннской «Пальмовой ветви» Марина Врода. А самой волшебной работой программы можно назвать «Лавку певчих птиц» Анатолия Лавренишина. Это пожалуй, самый красивый анимационный фильм, созданный за время независимости.