Триллер «Челюсти» об акуле-людоеде 40 лет назад сделал режиссера Стивена Спилберга знаменитым и произвел на свет понятие «блокбастер», то есть вызвал эффект разорвавшейся бомбы, поскольку в переводе «блокбастер» значит фугасная бомба. Тогда же появилось и определение «летний блокбастер», потому что именно летом 1975-го, когда состоялась премьера ленты, в мире было продано 67 миллионов билетов. Хотя раньше лето считалось «кладбищем проката».

Но Спилберг установил новый голливудский рекорд (и еще десять лет был в тройке лидеров проката). В денежном отношении это выразилась так: при бюджете в $7 млн триллер собрал $470 млн. «Вести» узнали, как родилась акула Спилберга, и что на самом деле эти хищники боятся нас больше, чем мы их.

У фильма есть три сиквела, причем без участия Спилберга, но к успеху первой картины они и близко не подошли

НАЗВАНИЕ АССОЦИИРОВАЛАСЬ С ПОРНО

Спилберг, снимая триллер по роману журналиста Питера Бенчли об акуле-людоеде, терроризирующей курорты, очень упростил книгу. А Питера на написание вдохновила история о том, как из-за нападения акул у побережья Джерси в 1916-м за 12 дней погибли четыре человека.

Издатель Том Конгдон, который опубликовал книгу Бенчли вспоминает: «Первые пять страниц были замечательны. Они вышли без изменений. Другие 95 были смешными, а юмор — неподходящее средство для триллера». Пришлось переписывать.

Триллер вышел в 1974-м и в США разошелся тиражом в 9,5 млн экземпляров. Свою роль сыграло и цепляющее название «Челюсти». Даже Спилберг признался, что оно заинтриговало: «Такого слова не было в национальном сознании, но оно было необычно». Хотя у многих вызвало другие ассоциации — с порно, ведь тогда на слуху был эротический роман «Глубокая глотка».

«Челюсти-2», 1978 год

«ОСКАР» ЗА СИМФО-ПРЕЛЮДИЮ АКУЛЫ

Несмотря на успех, фильм не получил «Оскар» в престижных номинациях. Две — за монтаж и звук, а третью – за саундтрек. Спилберг, услышав композицию, которую написал Джон Уильямс, хмыкнул: «О чем ты думал, когда сочинял?» Но потом признал, что благодаря музыке фильм стал таким успешным. Почему? Известный композитор Эдуард Артемьев, работавший в Голливуде, сказал нам, что там требуют звуковую иллюстрацию того, что происходит на экране. А Уильямс вместо чего-то зловещего написал симфоническую прелюдию атаки акулы. Его музыка напоминает набирающий скорость поезд, ассоциирующийся с тотальным напором. А в кадре зрители видят плавник над водой, вызывающий панику.

МОНСТР С ИМЕНЕМ АДВОКАТА

Модель акулы (обошлась в $2 млн) утонула на первых съемках. Было еще две железные акулы, но они были изготовлены лишь наполовину — для съемок с боков. Спилберг назвал подводного людоеда Брюсом – в честь своего пробивного адвоката. Но при этом Брюс постоянно ломался, из-за чего приходилось переписывать сценарий, так как акула не могла быть в отдельных эпизодах. В сцене съемки атаки клетки с ученым снималась настоящая акула. С ней тоже намучились – она не хотела разрушать конструкцию. Атака произошла не вовремя, когда пловца в клетке не было, поэтому в фильме жизнь океанографу пришлось подарить — типа он укрылся в одной из расщелин.

«Челюсти-3», 1983 год

КАК АКУЛА ПОДВИНУЛА ШЕФА ПОЛИЦИИ

По сюжету романа акула нападает на жителей курорта, грозя сорвать туристический сезон. Молодой шеф полиции (Рой Шайдер) после первой жертвы-женщины требует закрыть пляжи, но горсовет и мэр резко против — из-за денежных потерь. Однако серия убийств продолжается. На подмогу шефу прибывают два специалиста... В книге два равноправных героя — шеф полиции и морское чудовище. И образ копа весьма ярко выписан: непростые отношения с женой, которая выше его по социальной иерархии, коррупция и пр. Шеф неудовлетворен, как и хищник, своей жизнью. Например, полицейский заваливается ночью домой, уставший от борьбы с акулой, и видит на постели под простыней соблазнительный силуэт женушки. Он пытается поцеловать супружницу, а та выдает: «Дорогой, если хочешь, давай займемся любовью, но я приняла снотворное». — «У меня нет никого желания насиловать трупы», — буркнул тот. А в фильме шеф полиции ушел на второй план, нет и саркастических «человечных» сцен (поэтому в триллере нет ни одного звездного актера), потому что Спилберг сделал ставку на аттракцион — на «большую белую смерть».

В фильме «Челюсти: Месть» (1987 год) акула нападала на приводнившийся самолет — и это уже было смешно, а не страшно. Следующей жертвой могла быть ракета...

«АКУЛЫ-ЛЮДОЕДЫ УЖЕ ВЫМЕРЛИ»

Андрей Некрасов, подводный фотограф и оператор, который не раз сталкивался с разными акулами по всему миру, рассказал: «В фильме воплощен миф, а точнее, сублимирован страх перед крупным хищником. На самом деле акулы сами больше боятся людей, чем мы их. Акулы могут напасть на человека, перепутав его со своей обычной добычей на охоте, а питаются они рыбой, черепахами и тюленями. Бывают случаи, когда на доски серфингистов нападают те же белые акулы, поскольку снизу против света они не могут не разобрать, кто это. По неопытности может напасть белая акула-подросток, которая до 3 метров, а не гигантская, поскольку взрослая особь не нападет на человека. Есть отдельные случаи, связанные с массовой гибелью моряков во время Второй мировой, когда судно подрывалось, и акулы нападали. Человек становился легкой добычей, и появлялись акулы-людоеды, но то поколение хищников давно вымерло. Относительно нападений в Египте в 2010 году серыми рифовыми акулами, то они спровоцированы людьми. Требование не кормить рыб нашими туристами воспринимается, наоборот, как призыв к действию. При кормежке приплывает много разных рыб — в эту стаю влетают акулы и хватают, что побольше. В Красном море есть экскурсии на коралловый риф, и наши дайверы настолько фамильярны, что начинают похлопывать акул, так что те сразу ретируются. В отношении акул всегда нужна осторожность, но я лично не знаю ни одного случая, когда дайвера атаковали акулы в толще воды».