«Черный квадрат» начинается с вешалки буквально — с выкованной из железа, на которой висит мастерски сделанный металлический плащ, а рядом такой же зонт. «Это плащ и зонт Чехова, нам поклонник эту работу года полтора назад подарил», — говорит Анатолий Неелов, основатель и худрук театра, который располагается в подвале.

Металлический плащ и зонт Чехова – подарок театру от поклонника. Фото: Константин Гришин/ "Вести"

В этом году его детищу — 25 лет. В столичной афишной сетке всегда идет сразу несколько постановок «Черного квадрата», причем на разных сценах, например, в Доме художника или ночных клубах. Всегда с аншлагами. «У нас заполняемость залов — 98,6% , — гордо заявляет Неелов. — И при этом билеты недешевые: 100–400 грн. Плюс гастроли по всей Украине». 

Начинали с клочка бархата

У самого театра в подвале есть только камерная сцена, а зал рассчитан на 90 человек. В перспективе может появиться и свое большое помещение. А когда-то «Черный квадрат» начинал как театр-студия в крошечном зале. На полу был расстелен кусок бархата шесть на шесть метров, вокруг которого сидели шесть актеров-любителей.

Один из них выходил в центр и начинал импровизировать, потом игру подхватывал другой, третий. В студии занимались молодые люди, поэтому чаще всего у них получались этюды о любви и сексе. Например, такой. Она — у окна. Он подходит к ней и бережно кладет ей руки на плечи. Они вместе обсуждают, что видят за стеклом. Следующая стадия развития отношений: их чувства остыли и мужчина уже не так ласково обнимает ее за плечи. Третья — у него уже где-то другая женщина и он не знает, как об этом сказать экс-возлюбленной, стоящей у окна... Заносит руки для объятий, но потом делает движение, будто хочет ее задушить… 

Потом стали приглашать зрителей на «Чистую импровизацию», кредо «Черного квадрата» — творить на глазах публики. Когда получались особенно удачные сценки, актеры повторяли их, а режиссер выстраивал из них спектакли. Но коммерческий успех пришел к «Квадрату» позднее.

«Как бизнес-проект мы существуем последние пять лет, государство нас не дотирует, а раньше это были более эпизодические заработки, — говорит Анатолий Неелов. — У меня помимо режиссерского еще экономическое образование. Но мы не прибыльное предприятие, наша задача — выходить в ноль, дабы иметь возможность развиваться. Основные источники дохода — не театр, а корпоративы, когда у нас целиком выкупают спектакли».   

Секреты аншлагов

Первая фишка «Черного квадрата» — сознательно выбранный жанр, востребованный публикой. «Мы провели соцопрос и выяснили, что сейчас популярны комедии и трагикомедии – люди хотят развлечься, — продолжает Неелов. — Мы не конкурируем с театрами, наш соперник — сериал «Доктор Хаус». Когда ребята дают идеи, я спрашиваю: «Почему мальчик или девочка с Троещины или человек, отсидевший в банке девять часов, должны идти на ваш спектакль, а не поесть креветок с пивом, включив телевизор? Я забираю у человека вечер. Что мы можем дать ему взамен? Праздник!» 

Фото: Константин Рылев

Вторая фишка — отсутствие фальши, что вырабатывается импровизацией. «Даже если это работа по пьесе, зрителю должно казаться, что это импровизация. Ведь театр — место, где ложь узаконена. Политик врет избирателям, мама врет сыну, начальник — подчиненному, но играть нужно так, чтобы ложь исчезла, а для этого надо этим жить по-настоящему, по-честному, без имитации игры», — рассказывает худрук. 

Способность быть убедительным нужна не только актерам. Неелов — популярный бизнес-тренер, научивший ораторскому искусству и мастерству импровизации не один десяток наших политиков первого эшелона. И наоборот, многие его ученики-актеры позднее двинули в политику — такие как репортер Мустафа Найем или военный эксперт Алексей Арестович. Кстати, желание быть настоящими во всем приводит «Квадрат» даже к тому, что в спектакле «Ужин в четыре руки» о диалоге Баха и Генделя на столе — настоящие устрицы, грибочки, суп... Зритель чувствует аппетитный запах... 

Третья фишка театра — эксклюзивность текста. «По нашим спектаклям нет телефильмов. Вы смотрите это либо здесь, либо нигде, — объясняет Неелов. — Мы предлагаем уникальный драматургический материал. Это важно. У нас свои авторы, тот же Алексей Курилко. Он не только замечательный актер, но и как писатель получал литературные премии. Но мы хотим первыми в Украине сделать спектакли в режиме онлайн: транслировать их по «Скайпу» в другие города или страны. Думаю, когда это сделаем — повторят и остальные. Например, мы первыми стали продавать билеты в сети, а теперь это обычная практика».

Театральные хиты

На спектакле «Любовь на разных этажах, или Секс за стеной» — о сексуальных стонах за стенкой, запутанных отношениях двух супружеских пар и их одиноком соседе-холостяке — смех раздается каждые три минуты. Высокая плотность комедийного текста достигается благодаря тому, что шутки написаны самими актерами и уже обкатаны на публике. 

В репертуаре «Квадрата» много постановок на интимные темы: «Лифчик on-line», «Ниже пояса, выше плинтуса», «А-ля кобеля, или Все, что движется», «Пикник озабоченных», «Кто кого хочет...?», «Развод в постельных тонах», «Приглашение на рассвет»... Неелов объясняет: «На самом деле у нас спектакли не о сексе, а о человеческих отношениях, хотя 70 процентов нашей публики — люди 20–30 лет, поэтому интимные темы им интересны. Но мы даем  спектакли и для более старшей аудитории – это «Страсти по Мураками» или «Похмельный ангел» по повести «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева".

Анатолий Неелов, худрук «Черного квадрата». Фото: Константин Гришин

Самому «долгоиграющему» спектаклю театра «Сказки усталых городов» 17 лет — и он об ином. О сочувствии. Это переложение на современный лад сюжета фильма Чаплина «Огни большого города»: некий мужик, у которого ничего нет, кроме захламленной квартиры, случайно познакомился на скамейке со студенткой, которая потеряла зрение. Когда она спросила, кто он, мужик в шутку, видя, что девушка слепая, выдал себя за олигарха. А она сказала, что ей нужна дорогостоящая операция. Дело принимает серьезный оборот, и он делает благородный жест — продает квартиру, чтобы девушка могла видеть... И, конечно, эффектный и жесткий финал, но... не будем спойлерить. 

«Квадратные» байки

Несмеяны

«Как-то на гастролях в Германии играли для диаспоры, — говорит актер Михаил Спиваковский. — Было немало дам бальзаковского возраста с мужьями. Мы привыкли к высокому уровню смеха, а тут — тишина. Доиграли в похоронной атмосфере, расходимся... Вдруг одна из зрительниц выдает: «С трудом себя сдерживала, чтобы не смеяться! Мы же не знали, что это комедия, и боялись показаться неделикатными». 

Черный квартал 

Алексей Курилко поделился случаем: «Подбежал ко мне один из зрителей, который видел меня и в «Квартале 95», и в «Черном квадрате»: «Я вас знаю, вы… вы — из «Черного квартала».  А одна женщина, которая была на спектакле, уверяла меня, что плохо играть в таких постановках о сексе. Берите, говорит, пример с вашего однофамильца, он вот написал: «Сборище неудачников», «Земля вращается со скрипом». Она считала, что актер и писатель – два разных человека. И дала мне идею для поста, где рассказал, что нас аж три брата".

Откат и четыре рубашки

Анатолий Неелов поведал почти анекдотические истории: «Несколько лет назад известная депутат от партии власти за бюджетные деньги заказала у меня тренинг за 8 тысяч гривен. Но предложила: «Вам переведут 16 тысяч, четыре — мне». Откаты были даже на таком уровне, хотя, казалось бы, что для нее 4000 грн? А вот другой случай. У меня должны были проходить курс силовики из разных городов — деньги тоже выделялись из бюджета. На тренинг попросили меня взять с собой четыре разных рубашки. Зачем, не понял. Прихожу, а мне: «Давайте, Анатолий Николаевич, сфотографируемся». Есть! Попросили переодеться. Еще фото. Потом опять. А затем: «Вместо недельного курса будем один день. Неделю в столице погуляем, а снимки – в подтверждение, что прошли весь курс».  

В театре, а не в постели

Оля, симпатичная администратор и билетер рассказывает: «Импозантный мужчина покупает билеты. У нас два дня подряд спектакль «До и после секса…». Я уточняю, какие билеты остались: «Смотрите, на завтра «До секса…» стоит 280 гривен, а на послезавтра «После секса…» — 320». А он разговаривал в этом момент с женой и передал мне трубку, чтобы я разъяснила, что он находится в театре, а не в постели.

Звезды

Алексей Курилко

Фото: vk.com/Черный Квадрат

Автор девяти книг прозы и одной стихов. Лауреат «Русской премии» (2009) за повесть «Сборище неудачников» и «Гоголевской премии» (2012) за повести «Пара ненормальных явлений» и «В поисках золотого тельца». Радиоведущий, в том числе на Nostalgie. Узнаваемым стал после того, как начал сниматься в телешоу студии «Квартал 95»: вел розыгрыши. А еще принимал участие в написании сценария для мультсериала «Киевская Русь». 

Василий Голованов

Фото: golovanov.com.ua

Телеведущий программ «Чистая политика» и «Военный дневник» на канале 112. Снимался в сериалах «Леся + Рома», «Возвращение Мухтара», «Женский доктор — 2».

Константин Данилюк

Фото: artkvadrat.com

Принимал участие в телефильмах «Не зарекайся», «По законам военного времени», «Офицерские жены», «Пока станица спит», «Мажор». Главные роли в сериалах «Клан ювелиров», «Бессмертник».

Ранее "Вести" писали о Молодом театре с его историей колье для Прони от Пугачевой и самыми красивыми билетершами, также знакомили читателей с легендами оперного театра Киева .