Муниципальный театр кукол начинал в 1981 году как филиал Академического театра кукол. Но даже спустя пару лет, добившись самостоятельности, он «дрейфовал» по детским садам и школам, пока в 1997 году не обосновался в помещении бывшего кинотеатра «Ровесник».

Основателю театра Сергею Ефремову 78 лет, не так давно он вынужден был переехать в Россию к родственникам — в силу возраста и состояния здоровья, но в июле этого года он приезжал на свой день рождения в Киев и театр чествовал «отца». Тем не менее место худрука пока вакантно. 

За 35 лет существования театр побывал с гастролями в Югославии, Польше, Швейцарии, Германии, Австрии, Португалии, Мексике, Франции... На сегодня в штате 100 человек, из них — 24 актера, которые задействованы в полсотне постановок (билеты — 40–45 грн).

Михаил Урицкий. Фото: facebook.com/Mikhail Urytskyi

Особенно удачным для театра, в котором на сцене играют, как куклы, так и «живые» актеры, выдался этот год. Он четырежды стал лауреатом «Киевской пекторали». Его новый спектакль «Оскар» взял награду как «Лучший драматический спектакль» и за «Лучшую режиссуру» (досталась режиссеру театра Михаилу Урицкому). А «Почему длинный нос у слона» по Киплингу стал «Лучшим спектаклем для детей», и за него же художник Николай Данько получил «Пектораль» в номинации «Лучшая сценография».

"Оскар". Фото: puppet-theater.kiev.ua

«Четыре «Пекторали» для кукольного театра, конечно, рекорд, — говорит  Урицкий. — Это вдохновляет нас на новые идеи. Сейчас мы готовим спектакль по сонетам Шекспира. И в каждом сонете будут куклы из разного материала: бумаги, целлофана и т. д. А связывает сценки между собой фигура шута, который является одним из самых популярных шекспировских героев. Премьера будет в этом сезоне. Также будем делать постановку по Карло Гольдони «Слуга двух господ». А для детей — «Крашенный лис» и «Репка» в авторстве Ивана Франко».

А чтобы привлечь детей, которых не оторвешь от планшетов с мультами, а более взрослых — от соцсетей, режиссер говорит, что приходится идти на ухищрения. «Каждый раз мы задаем себе вопрос: чем сегодня будем удивлять зрителей? — рассказывает Михаил Урицкий. — Например, в спектакле «Оловянный солдатик» применяем дискотечный эффект: белые перчатки и белая шляпа актера становятся ярко синими в ультрафиолетовом свете, а потом при помощи такого же освещения получаем то, что фигура на сцене увеличивается до размеров великанской. И это поражает!

"Ворон". Фото: puppet-theater.kiev.ua

В постановке «Почему длинный нос у слона» добиваемся 3D-эффекта: при помощи белых резинок на черном фоне создаем объемные пейзажи — пальмы, лианы. Молодежь привлекаем оригинальностью и актуальностью саундтреков. Например, в спектакле «Оскар» звучат аж 14 композиций Земфиры. Делаем ставку и на интерактивный момент, ведь энергетический обмен зрителей и актеров никто не отменял!».

Хиты театра

Самая старая постановка театра — это «Ворон» по Карло Гоцци (реж. Сергей  Ефремов), философская сказка-притча о непростых взаимоотношениях короля и колдуна. Пользуется спросом у маленьких зрителей спектакль «Дюймовочка» режиссера Михаила Урицкого, которую он трактует как историю об обретении счастья: «Даже самый маленький человечек рожден для большого счастья». А также «Снежный цветок» по Сергею Козлову — о Ежике (том самом, что «в тумане») и Медвежонке (реж. Ефремов и Урицкий). 

Есть все шансы стать хитом и у новой постановки «Оскар», которая в этом году получила две «Пекторали». По сюжету 10-летнему мальчику, больному лейкемией, осталось жить 12 дней и он проживает каждый из них как десятилетие, описывая происходящее в письмах Богу. Урицкий рассказал, что идея поставить «Оскар» по книге француза Эрика-Эммануэля Шмитта возникла у него в Латвии: «Я увидел там драматическую постановку, смысл которой сводился к тому, как страшно ребенку умирать от лейкемии. И был не согласен с такой трактовкой, считая, наоборот, что эта вещь не о смерти, а о короткой, но прекрасной жизни. Кто-то хорошо сказал: «Не важно сколько дней в твоей жизни, важно сколько жизни в твоих днях».

Декорации

«Самое необычное из того, что мне приходилось делать, это для спектакля «Дюймовочка» рояль из оргстекла, внутри которого аквариум с водой, — вспоминает художник театра Вера Задорожная. — По задумке режиссера, это забытый, заброшенный рояль в парке. В него набралась дождевая вода, там обосновались лягушки. Постепенно рояль обжили и другие персонажи сказки. Там же жила и Дюймовочка. Но в финале спектакля, когда у героини счастливо складывается судьба, рояль зазвучит — на нем сыграют радостную мелодию».

"Дюймовочка". Фото: puppet-theater.kiev.ua

Легенды и байки

Безбашенная Пашенька 

«Кажется, что характер персонажа накладывает отпечаток и на саму куклу, — говорит актер Евгений Невинский. — В сказке «Морозко» Пашенька — такая противная девочка, нагрубила Деду Морозу. В общем, безбашенная. И однажды во время спектакля актер дернул рычаг — и... у нее оторвалась голова в прямом смысле. Объявили перерыв, во время которого я починил ее на скорую руку, но амплитуда движения головы уменьшилась, так что Пашенька уже не так задирала нос». 

«Морозко» при свечах

Случилась с постановкой «Морозко» и другая история. «Однажды мы приехали в один из поселков с этим спектаклем, а у них пропало электричество, — рассказывает нам актриса Виктория Завгородняя. — Темно. Зрители побежали домой за свечами. Мы их установили и зажгли, как в церкви. А поскольку не могли включить музыку, то запели народные песни. Только представьте, какой волшебной получилась атмосфера». 

"Почему длинный нос у слона". Фото: puppet-theater.kiev.ua

«Золушка, иди к нам — поиграем!»

«Мы бывали с гастролями в разных странах. И вот взрослые зрители везде разные: немцы — более рассудительные, мексиканцы — более темпераментные, — говорит актриса Александра Лозовская. — Зато дети разных наций все похожи в своем непосредственном восприятии. Когда, например, мы в Германии показывали «Красную Шапочку», один мальчик, увидев злодейства Волка, вскочил и смело крикнул: «А давайте его прибьем!» А на «Золушке», которую мы показывали здесь, в сцене, где мачеха с сестрами уехала на бал, а она осталась хлопотать по дому, маленькая зрительница предложила ей составить компанию: «А иди к нам — поиграем!»

Звезды театра

Александра Лозовская, 62 года

Заслуженная артистка Украины. Актриса играет куклами в таких постановках, как «Золушка», «Красная Шапочка», причем в свои 62 года у нее роли главных героинь, ведь голос не меняется. Все ее куклы, как отмечают критики, получаются волевыми, сильными, с острым характером. Помимо указанных постановок кукловодит в «Вороне» (царская дочь Армилла).

Виктория Завгородняя, 48 лет

Актриса-кукловод, персонажи которой — восторженные, нежные, поэтические создания (зачастую поющие), они нередко попадают в затруднительные ситуации, но при этом не теряют оптимистического отношения к жизни. Ее голосом говорит Ежик в спектакле «Снежный цветок» и  Маленький Мук в одноименной постановке.

Евгений Невинский, 43 года

Евгений уникален тем, что является и артистом-кукловодом, и мастером по изготовлению кукол. А еще он создает сложные по механике куклы для эстрады и цирка. У него широкий актерский диапазон, он играет куклами: в «Докторе Айболите» – злого Бармалея, в «Буратино» — доброго Папу Карло, а в «Наталке Полтавке» — вообще женскую роль — Терпилиху.

 

Материалы рубрики Гид по театрам

Как театр, поход в который был наказанием, вернул любовь киевлян

Театр Киева, который стал домом консерваторов и новаторов

"Cцена, как у Шекспира": юбилей и новое здание театра на Подоле

Дом Буратино: Как и чем живет кукольный театр, которому скоро стукнет 90 лет

В театре "Сузiр`я" рассказали о декорациях, которые помещаются в руке

Спектакли под вино и селедку. История и легенды театра "Колесо"