Красную дорожку кинофестиваля «Молодость» в выходные свернули. Увы, но дефилировать по ней было некому — никто из западных знаменитостей (а звучали имена и Миллы Йовович, и Кирка Дугласа — отца Майкла Дугласа), с кем велись переговоры, не приехал.

За девять дней фестиваля показали 250 картин, но залы были заполнены всего на четверть, хотя билеты стоили от 30 грн. Вместе с киноэкспертами и зрителями фестиваля мы разбирались, почему «Молодость» переживает кризис.

Нищенский бюджет

В этом году фестиваль смог собрать от властей и частных инвесторов всего 1 млн грн — это в десять раз меньше, чем в прошлом, и в сотни раз меньше, чем стоят европейские кинофорумы. Для сравнения: Берлинский — €10 млн, Каннский — €12 млн и Римский — €15 млн.

Директор «Молодости» Андрей Халпахчи не с разу соглашается огласить жалкие цифры: «Госкино выделило 750 тыс. грн, департамент кино при горсовете дал нам 200 тыс. грн. Столько же еще ждем от мэрии. От спонсоров — бартер, например, рестораны предоставляли свои услуги в обмен на рекламу. А чтобы провести фестиваль, нам нужен хотя бы миллион долларов, но никак не миллион гривен!»

Отсутствие мировых звезд

В разные годы на красной дорожке «Молодости» можно было встретить Софи Лорен, Софи Марсо, Ежи Гофмана, Владимира Меньшова, Ренату Литвинову, Андрея Звягинцева...

«В этот раз мы вели переговоры с Миллой Йовович, ее агент ответил, что они готовы – за $300 тыс., — говорит Халпахчи. — Но дело не только в деньгах. В ту же Россию на Московский кинофестиваль приезжали Брэд Питт, Уилл Смит, Шарлиз Терон, Шон Пенн, поскольку их обязывают ездить с премьерами в страны, где они могут собрать хорошую кассу. А в Украине нет кинорынка — и Голливуду мы не нужны».

Режиссер Любомир Левицкий не согласен: «За год можно найти спонсоров, а не жаловаться, что нет денег. И везти не звезд прошлого поколения типа Делона, а более актуальных. Например, Шайа Лабафа, героя «Трансформеров». Он — мегазвезда коммерческого кино, но снимается и в авторских картинах за небольшие деньги. А его гонорар за участие в подобных мероприятиях — $40 тыс.».

Неинтересные локации

На нынешнюю «Молодость» зрителей пытались заманить, обещая нестандартные локации и бесплатные сеансы. Заместитель мэра Киева Алексей Резников говорил, что на «Софийской площади будут фильмы под открытым небом, встречи с актерами, конкурс двойников знаменитостей, выступления музыкантов...» А еще — кино в мэрии, в метро и даже на небоскребах в центре...

И ни одна из упомянутых локаций не была задействована! Списали это на погодные условия, из-за которых пришлось отказаться от Софийской площади, и то, что метро, как оказалось (!), режимный объект.

Как раз такой апгрейд, когда учитываются интересы молодежи, по словам Левицкого, помог бы фестивалю стать модным: «А без этого он превращается в раритет и отдает затхлостью».

Без украинского кино

С одной стороны, в этом году был качественный подбор картин (всего показали около 250 фильмов) на любой вкус и возраст (были отдельные секции для детей, подростков, любителей ужасов и т. д.). Но с другой, по словам критика Юрия Володарского, «в основной конкурсной программе не было ни одного украинского фильма».

Сорвалась даже долгожданная премьера первого спортивного боевика «Правило боя». Как объяснил режиссер фильма Алексей Шапарев, причина в том, что он не успел смонтировать картину к сроку, а по версии директора фестиваля Андрея Халпахчи — создателей «Правила боя» не устроил кинозал (по нашей информации аренда кинозала стоит от 60 тыс. грн). Но в любом случае отсутствие украинского кино привело к потери части зрителей, которые на патриотической волне с охотой потребляют все отечественное.

Слабое промо

На показах залы пустовали. Многие украинцы не знали, что в стране проходит крупнейший кинофорум, поскольку не было ни массированной рекламы о старте, ни репортажей в СМИ...

«Отсутствие хоть каких-то звезд и ярких событий отрицательно сказывается на интересе к фестивалю, — говорит Володарский. — И наоборот, полный зал зрителей на Леониде Парфенове, который презентовал картину «Русские евреи», — тому подтверждение». Те, кто и интересовался фестом, отмечают, что «даже сайт «Молодости» заработал лишь за два дня до начала события, информация о фильмах была очень краткая и часто ее было недостаточно». 

Парфенов показал в Киеве "Русских евреев"

«Русские евреи» Леонида Парфенова – это первая часть трилогии – о том, как евреи постепенно ассимилировались в русскую среду, начиная с Киевской Руси и до революции 1917 года. И, собственно, чем мы им обязаны. По версии Парфенова, из десяти главных идеологов революции 1917-го четверо были евреи, а резонансные теракты, включая убийство Столыпина, совершили именно они.

Подчеркивает и их значимость в искусстве, мол, самые щемящие пейзажи рисовал Исаак Левитан, а не Шишкин, главной звездой эстрады был Леонид Утесов, в классике — скрипач Давид Ойстрах, в балете — королева авангарда Ида Рубинштейн.

Кстати, в «Русских евреях» много Киева, начиная от «Золотых ворот», в которых были и «жидовские ворота» во времена Киевской Руси, до Лукьяновки. Именно там в свое время убили 12-летнего мальчика, а вину повесили на жившего неподалеку еврея. Тогда внимание мировой прессы было приковано к этому делу, поскольку ни у кого в голове не укладывалось, что человека могут обвинить в убийстве, лишь исходя из его национальности.

Подписывайтесь на самые свежие и актуальные новости на канале "Вестей" в Telegram.