За пять дней премьерного показа фильм «Вий» успел собрать в Украине около 15 млн грн. Во многом — это заслуга операторского коллектива, сделавшего картину визуально практически безупречной. Одним из его руководителей был оператор-постановщик картины, крымчанин Ярослав Пилунский — сын известного депутата ВС АРК Леонида Пилунского.

Ярослав родился в Симферополе, а когда мальчику исполнилось два года, семья переехала в Севастополь. «Там вырос и пошел учиться в кораблестроительный институт. Мечтал строить суда. Но когда три курса проучился, понял, что хочу стать оператором и уехал в Киев поступать в театральный институт им. Карпенко-Карого», — рассказывает «Вестям» Ярослав.

"ВИЙ" Побил рекорд "Сталинграда" по сборам

НА СЪЕМКИ «ВИЯ» ПОПАЛ СЛУЧАЙНО

Съемки «Вия» стали первой работой голливудского уровня для Ярослава. На должность оператора-постановщика картины он попал по совершенно счастливому стечению обстоятельств.

«Фильм начинали снимать еще семь лет назад с другим оператором-постановщиком, чешским, — говорит Ярослав Пилунский. — Но в самом начале работы на Чехию, где шел съемочный процесс, обрушился кризис, и работа над картиной возобновилась лишь спустя несколько лет. В тот момент я сотрудничал на съемках клипа с режиссером этой картины Олегом Сепченко, и когда восстановили производство, оказалось, что оператор, который прежде работал, не сможет участвовать в проекте, тогда Олег пригласил меня».

КАРТИНКА — ЛУЧШАЯ В МИРЕ

Съемки фильма, как говорит оператор-постановщик, велись в Праге и в ее пригороде. В заповеднике, где достраивались декорации и был настоящий старинный замок.

«Работа была интересная, но тяжелая до безумия из-за немаленького бюджета ($26 млн. — Авт.). Когда задействованы в процессе около сотни человек, то каждый день, каждый час стоят огромных денег, — говорит Ярослав. — Конечно, переживаешь, когда приходится переснимать много раз одну и ту же сцену, так как не удается достичь желаемого, но, в конце концов, результат оправдывает мучения. Так было, например, со сценой, когда Хома в первую ночь открывает книгу и начинает читать, а камера облетает вокруг него на 360 градусов. Там сначала в кадре гроб с панночкой, а потом в нем панночки нет. Этот кадр нужно было отшлифовать, чтобы момента подмены гроба вообще не было видно. И он очень тяжело достался».

Зато, уверяет кинооператор, получившаяся «картинка» — лучшее стереографическое изображение в мире на сегодняшний день. И потрудился над ним настоящий интернациональный коллектив. Ведь на съемочной площадке были люди из России, Украины, Германии, Великобритании и Чехии. Как говорит Ярослав, общаться приходилось порой сразу на нескольких языках: «Одному технику на чешском объяснять задачу, другому на немецком или английском, режиссеру на русском в тот же момент отвечать. Так что после съемок уже довольно сносно общаюсь на трех языках, не считая, конечно, русского и украинского».

Читайте также "ВИЙ 3D". Рецензия "Вестей"

Работать, по словам Ярослава, приходилось с принципиально новыми технологиями. Требования к 3D совершенно отличаются от того, как работают операторы при обычном формате съемки. «Здесь каждая травинка важна, каждый оттенок тени на стене. От качества запечатления этих с виду незначительных моментов зависит атмосфера фильма и глубина погружения зрителей в эффекты», — считает Ярослав.

ЕГО ЛЮБИМЫЕ МОНСТРЫ
Много хлопот операторам доставляли съемки специфического грима различных мифологических существ, на которых так богат «Вий», но, признаются мастера, это было одновременно и очень интересно.
«Каждый из монстров — сложный и особенный, но все очень продуманные и качественные. Ведь работал с ними художник по гриму Петр Горшенин, большой мастер, который с сумасшедшей щепетильностью подходит к создаваемым образам. Одно сплошное удовольствие работать с его материалом. Первый раз в жизни мне как оператору не приходилось скрывать недостатки объекта или декораций тенями: где ни освети, везде хорошо», — признался «Вестям» Ярослав Пилунский.