Генетические вариации, связанные с развитием шизофрении и биполярного расстройства, чаще встречаются у представителей творческих профессий, выяснили исландские ученые, передает chrdk.ru.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

"Наша работа предоставляет свидетельства прямого влияния генетических факторов на творческие способности и не поддерживает идею о том, что взаимодействие с людьми, страдающими душевными расстройствами, влияет на склонность к творчеству. Наш основной результат заключается в том, что наличие творческих способностей, зависящее, по крайней мере частично, от распространенных генетических вариантов, сопровождается повышенным риском развития психических заболеваний, который связан с теми же генетическими вариантами", - пишут в своей статье Кари Стефанссон из Университета Исландии в Рейкьявике и его коллеги.

Ученые использовали данные двух обширных генетических исследований, в которых участвовали более 150 тысяч человек. Среди них оказались психически здоровые люди и пациенты с биполярным расстройством и шизофренией. Ученые выявили, что генетические вариации, которые связаны с развитием психических заболеваний. Затем они проверили на отдельной выборке из более 86 тысяч исландцев, можно ли по наличию этих вариантов предсказывать психические расстройства.

Исследователи проанализировали геномы более тысячи исландцев, принадлежащих к профессиональным объединениям актеров, танцоров, музыкантов, художников и писателей, и показали, что выявленные генетические варианты встречаются у них на 17 процентов чаще, чем у представителей других профессий.

Аналогичные результаты Стефанссон и его коллеги также получили на выборках из 8,893 шведов и 18,452 голландцев. В этом случае склонность к занятиям искусством (профессиональным или любительским) определялась на основании опросов испытуемых. Среди них распространенность изучаемых генетических вариантов была почти на 25% выше среднего.