Генетики из Университета Белфаста отсеквенировали геномы четырех человек, живших на территории современной Ирландии от пяти до трех с половиной тысяч лет назад. Результаты секвенирования говорят о существовании около четырех тысяч лет назад волны миграции на территорию Ирландии, что совпадает по времени с массовой миграцией в Европу представителей ямной культуры из причерноморских степей.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Объектом исследования стали останки четырех человек: женщины, похороненной на мегалитическом кладбище в неолитический период (5343-5020 лет назад) и трех мужчин с острова Ратлин, живших существенно позже, в эпоху бронзы — 4026-3534 лет назад. Всего ученые прочитали четыре генома, причем два из них (неолитический и один из «бронзовых») были прочитаны с высокой точностью (с более чем десятикратным покрытием).

Главным результатом анализа геномов стало обнаружение принципиальных отличий между более древним неолитическим геномом и геномами людей Бронзового века с острова Ратлин.

Неолитическая женщина близка к кластеру неолитических фермеров, пришедших в Европу с территории Малой Азии. Жители бронзового века, напротив, близки к современным жителям Европы. Таким образом (если судить только по исследованным останкам), неолитические фермеры в Ирландии скорее не переняли технологии бронзового века, а были «заменены» новыми переселенцами.

На основании этого и других подобных анализов прочитанных геномов авторы статьи говорят о волне миграции, которая достигла Ирландии около четырех тысяч лет назад — это примерно совпадает со временем распространения технологии обработки бронзы в Европе. Сам по себе анализ четырех геномов можно считать слабым основанием для постулирования целой волны миграции, однако эти результаты подтверждаются многими другими последними работами по анализу геномов древних европейцев, прежде всего с генетическим анализом представителей ямной культуры.

Последние работы в этой области дают основания полагать, что значительную часть генофонда европейцев составили представители ямной культуры, ранее проживавшие на территории причерноморских степей.