Группа исследователей пришла к выводу, что чувство стыда возникло в ходе эволюции как механизм, обеспечивающий выживание группе.

Как сообщает RNS, чтобы проверить гипотезу, ученые провели кросс-культурное исследование, в котором участвовало 900 человек из США, Индии и Израиля. Участники должны были описать свои ощущения в нескольких вымышленных ситуациях, где их поведение привело бы к осуждению со стороны окружающих. Данные формы поведения, в частности, были связаны с жадностью, неверностью, физической слабостью. Участники первой группы отвечали, какие чувства они будут испытывать к человеку, демонстрирующему данные качества, участники второй группы описывали чувство стыда и его интенсивность, которое они испытывали бы, будучи обладателями перечисленных отрицательных качеств.

"Мы обнаружили удивительно сильную связь между негативной реакцией на людей, ведущих себя предложенным образом, и чувством стыда у людей, которые представляли, что совершают эти действия", - отметили авторы исследования.

Ученые подчеркивают, что осуждающая реакция и чувство стыда могут варьироваться в разных сообществах. Однако обнаружено несколько "универсальных" отрицательных черт, которые вызывают стыд. К ним относятся жадность, отсутствие амбиций и неверность.