Ученые из Университета Ниццы — Софии Антиполис выяснили, что вещество комет при действии ультрафиолета может служить субстратом для формирования таких сложных органических веществ, как сахар рибоза, который является основным компонентом молекулы РНК.

Исследование опубликовано в журнале Science. Авторы работы проверили, может ли лед, химический состав которого сходен с космическим льдом, быть субстратом для образования органического вещества. Для этого ученые симулировали физические условия во время зарождения солнечной системы, когда зародыши планет, комет и астероидов — формировались благодаря слиянию ледяных частиц, освещаемых солнечными лучами.

Согласно предположению ученых, космическое вещество содержало подходящие количества воды, метана и аммиака, чтобы под воздействием ультрафиолетового излучения начинали происходить фотохимические реакции. Исследователи воспроизвели этот процесс в лабораторных условиях при температуре примерно в минус 200 градусов Цельсия и при давлении вакуума.

Вода, метан и аммиак осаждались на переохлажденной поверхности в отношении 10:3,5:1 и подвергались действию ультрафиолета. После этого температуру повышали до комнатных условий. С помощью методов газовой хроматографии и масс-спектрометрии, которые позволяют определить состав и количество полученных химических веществ, ученые определили, что в результате эксперимента образовались органические вещества, необходимые для появления жизни.

Ими оказались сахара, включая рибозу, а также арабинозу, ксилозу, ликсозу и другие сложные соединения. Исследование подтверждает то предположение, что органические вещества могут с легкостью образовываться без участия живых организмов, в том числе в условиях космоса.