В субботу, 14 оетября, не стало 79-летнего Клима Чурюмова, одного из первооткрывателей кометы, в честь которого она и была названа комета Чурюмова — Герасименко.

Незадолго до смерти Клима Ивановича, 30 сентября, исследовательский аппарат с романтическим именем «Розетта» в последний раз приземлился на поверхность кометы и сделал ее снимки. Это стало окончанием космической миссии, которая длилась на протяжении 12 с лишним лет и стала одной из самых сложных и самых важных за всю историю изучения космоса. Клим Чурюмов дождался завершения миссии.

Комету сочли дефектом пленки

Свою первую комету ученый обнаружил в 1969 году на снимках, которые он делал вместе с коллегой Светланой Герасименко. Тогда группа украинских астрономов отправились в экспедицию в Казахстан для изучения комет. Участок звездного неба, где располагалась комета, фотографировали на специальную стеклянную фотопластинку, потом уже в Киеве ее проявляли и изучали орбиту небесного тела. На одной из пластинок должна была быть запечатлена комета Комас Сола, но оказался какой-то неизвестный предмет.

Сначала его и вовсе приняли за дефект на фотопластине и уже хотели выбрасывать. Но когда ученые рассчитали реальные координаты неизвестного тела, они поняли, что это оказалась ранее неизвестная науке комета, которую назвали в честь ее первооткрывателей.

В 1993 году Европейское космическое агентство (ЕКА) утвердило миссию «Розетта», в рамках которой космический аппарат с таким названием должен был приблизиться к другой комете, но запуск тогда не состоялся вовремя, вместо нее начали исследовать именно комету Чурюмова. «Розеттой» проект по изучению кометы Чурюмова-Герасименко назвали в честь знаменитого Розеттского камня, найденного в 1799 году, который стал стал ключом к расшифровке египетских иероглифов. По аналогии «Розетта» должна была стать новым ключом к пониманию прошлого Земли.

«Розетта» летела к цели десять лет! Клим Чурюмов восхищался результатом, говорил: «Такие расчеты можно считать триумфом небесной механики». Когда «Розетта» добралась до кометы украинского ученого, то выяснилось, что она по форме напоминает утку. Хотя Чурюмов всегда считал, что туфлю. Однако с годами система «Розетты» износилась, поэтому было принято решение 30 сентября этого года прекратить ее деятельность.

Был принципиальным

В Киевском планетарии, где до последнего дня работал директором Клим Чурюмов, говорят о нем сквозь слезы. «Для нас это огромная потеря, потому что дело не столько в его достижениях, а в том, что таких людей сейчас очень мало. Он был добрым, интеллигентным, всегда одинаково хорошо относился к сотрудникам и неважно, кто это был — лектор или контролер. Он был очень принципиальным и никого не боялся», — сказала «Вестям» замдиректора Киевского планетария Елена Дирдовская.

Коллеги также вспоминают о нем исключительно хорошее. «Он был ученым с большой буквы, простым человеком, который никогда не кичился своими достижениями. Символично, что он ушел из жизни после того, как «Розетта» завершила миссию. Он свою, видимо, здесь тоже выполнил», — рассказал «Вестям» директор Днепропетровского планетария Сергей Линговский.