Настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел о 6-й неделе после Пасхи.

Каждый из нас знает и помнит то сердечное сочувствие, которое посещает нас, когда жизнь сводит с человеком слепым – незрячим. И одинакова эта боль, когда перед нами человек незрячий то ли физически, то ли духовно – потерявший то ли зрение своих глаз, то ли зрение души. Ведь Бог – Творец всего сущего – даровал нам зрение и телесное и духовное. И единение этих восприятий дает нам радость и гармонию познания мира.

Сегодня нам Евангелие повествует об исцелении Господом слепорожденного. Христос исцелил слепого от рождения. Ясно, что сотворивший это чудо от Бога послан. И это должны были признать скорее других книжники и фарисеи, но их ослепили злоба и зависть, они не захотели признать сотворенного Господом чуда. Они начали допрашивать бывших при исцеленнии, самого слепорожденного и его родителей. А когда исцеленный высказал правду – они изгнали его вон, отлучили от синагоги, а Иисуса стали искать, чтобы убить Его. Так, незрячий – сделался зрячим, а зрячие – слепыми духовно.

Нужно ли говорить, что и поныне встречаются такие духовные слепцы, слепые вожди слепых. Нередко, осознавая где истина, они далеко не из лучших побуждений, а из личных интересов и сами не идут за истиной и других не допускают. Если бы они не знали истины, то не имели бы греха, а так грех остается на них. Их слепота духовная, нередко сознательная и намеренная больше зависит не от незнания истины, а от нежелания признать ее. Это можно сравнить с человеком, который не желая видеть свет, нарочито закрывает глаза. Это - следствие греха, который затмевает очи души до такой степени, что человек видя не видит и слыша не слышит и не разумеет. И духовная слепота гораздо тяжелее и вреднее, чем телесная – слепой, будучи чист сердцем, может видет Бога , а слепец духовный на веки вечные лишен этого счастья, лишен возможности спасения души. Слепота духовная возникает по разным причинам – кого-то ослепила гордость, Иуду ослепило корыстолюбие, детей Иакова настолько ослепила зависть, что они своего брата продали в рабство… Наше время стало временем оскудения человека во всем. Диавол, используя страсти человеческие уводит нас от Спасителя и мы очень часто уходим за ним то ли будучи слепыми от рождения, то ли утрачивая зрение, видение духовное. Это случается по двум причинам. Первая – гордость и самомнение. Страшный душевный недуг. Самомнение – горестное и пагубное самообольщение, убийственный самообман, которым обманывает себя человечество. Гордый смотрит на себя, как на самобытное существо, а не как на создание Божие. Земная жизнь представляется ему бесконечною, смерть и вечность – несуществующими, грех – ненаказуемым. Промысла Божия для него нет, а правитель мира для него – разум человеческий. Этим он уподобляется фарисеям и книжникам, которые видя чудо исцеления слепорожденного Христом, отвергли Бога в своем упорстве и гордыне. Вторая причина – наша полу-вера. К великому прискорбию, вера стала своего рода модой. Страшно произнести эти слова рядом – вера и мода. Но, это так. Многие носят крестик и принимают Таинство Крещения потому, что – модно, все так делают. В церковь заходят, чтобы поставить свечу в большие православные праздники – ради традиции: освятить пасху, вербы, на Троицу, в Спас. Хорошо и это. Господь изберет некоторых из них и оставит в Церкви. Но, хуже то, что исповедующие Православие остаются в полу-знании. Это результат нашей духовной лени и невежества. Мы часто останавливаемся на полпути – выучим основные молитвы, научимся молитве домашней и соборной, узнаем о правилах исповеди и причастия и думаем, что этого достаточно. Но, - мы не знаем святых канонов Церкви, не имеем твердого стояния в вере. И воспринимаем Церковь, как один из общественных организмов: что-то вроде политической партии или клуба по интересам. И плодятся секты и ереси, которым сегодня нет числа. И это самая страшная слепота нашего времени – слепота неверия. Слепые идут за слепыми вождями в пропасть погибели души. В Евангелии сегодняшнего дня раскрывается значение греха в нашей жизни. После исцеления слепорожденного, ученики Христовы спрашивают Спасителя, кто согрешил он или родители его, что он родился слепым. Этот вопрос не случаен – иудеи воспринимали всякую болезнь, как следствие какого-нибудь греха. На что Господь отвечает, что ни он ни родители, но это для того, чтобы явились на нем дела Божии.