10 сентября – какой праздник: что помогает украинцам нести их жизненный крест

10 сентября – какой праздник: что помогает украинцам нести их жизненный крест Собор преподобных отцов Киево-Печерских. Икона в Дальних пещерах. Фото: spas-monastery.by

10 сентября Православная Церковь чествует память Собора преподобных отцов Киево-Печерских, которые пребывают в Дальних пещерах лавры. Этот праздник – один из ключевых в древней обители.

О торжестве читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.


Усекновение главы Иоанна Предтечи и Рождество Пресвятой Богородицы: главные религиозные праздники сентября


"Господь так устраивает человеку, чтобы человек мог идти без преткновений. Мы часто ропщем на свой жизненный крест, который Господь нам дал, что он нам не по силам. Но мы знаем из Священного писания, и мудрость народная говорит – что человеку дается такой груз, который мы можем поднять. Так и жизненный крест дается человеку такой, какой он сможет нести. Но, по большому счету, не мы его несем, а несет с нами Господь. Это видно на примерах нашей собственной жизни. Когда нам ставят диагнозы, которые несовместимы с жизнью, когда у нас трудности и на этом, кажется, уже заканчивается жизнь. И где не возьмись Сильная Рука Господня, через добрых людей, Ангелов-Хранителей нашей жизни. Господь посылает те или иные дары, которые приходят в то время, когда мы сильно в чем-то нуждаемся", – подчеркнул митрополит Павел.

Святая Церковь установила так, чтобы каждый день нам напоминал о небесном, хотя мы и являемся земными людьми.

"Мы, оставив рай, избрали больше тяжесть земного пути и сами вершим свою судьбу. Этот крест несем зачастую так, как, к сожалению, не нужно нести. Мы всегда должны уповать на милосердие Божие и не роптать на свой жизненный крест, а мы ропщем. Мы должны любить всех, а мы ненавидим. Мы должны служить ближнему, а мы даже ленимся послужить своим родителям и тому подобное… Можно много перечислить моментов, которые не дают возможности человеку называться человеком и носить в себе образ Божий", – с сожалением отметил Владыка Павел.

Есть такие поступки, которые несравнимы даже с поступками животными. К примеру, ни одно животное не убивает свое дитя в утробе, а люди – матери и отцы – делают аборты, сдают родителей в дома престарелых, бросают детей ради какой-либо сиюминутной радости (наркомания, пьянство, блуд) так называемой "хорошей жизни". "Жизнь тогда хорошая, когда она связана с Господом. Тогда ты видишь и будущее, и благодаришь Бога за прошедшее. Когда ты видишь, что ты настолько полезен человеку, что стал примером для других людей", – пояснил настоятель лавры.

И добавил: "Именно таким примером для всех нас и есть преподобные отцы наши Печерские. Святая Церковь 10 сентября чтит память Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих вместе с преподобным отцом нашим, игуменом Феодосием".

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в дальних пещерах почивающих

Каждая личность святого – это действительно историческая личность. Это неповторимые человеческие жизни.

"Хотя, казалось бы, затворник – ну и затворник. Но у них в затворе были такие труды и подвиги, что не вместить всему миру понятия и сознания того, что человек совершает. Как может человек в пещере читать без света? Как может человек засыпать себя землей выше пояса и пробыть так более тридцати лет? Как можно пребывать непрестанно в молитве, вкушая только просфору и стакан воды, подкрепляя свои немощные силы для того, чтобы и дальше нести свой жизненный крест?" – рассказал настоятель лавры.


Как нужно прожить жизнь, чтобы оставить после себя добрую память


Дальние пещеры имеют множество святых, которых мы и не знаем, потому что мощи находятся под спудом земли, и мы ходим по этим мощам, которые находятся в земле. "Это все те, которых недостоин весь мир. К примеру, преподобный Феодосий, Илларион, Геронтий и Леонтий Кононархи, Федор, князь Острожский, Арсений Трудолюбивый, Нестор Некнижный, Игнатий, священномученик Владимир, Филарет Амфитеатров, святитель Дионисий – эти люди, и еще многие другие преподобные, которые созидали красоту Божьего мира, они прислушивались к голосу Творца Вселенной, они возделывали рай и в то же время порождали духовных чад. Каким путем порождали чад? Они приводили их в церковь, присоединяли через Таинство Крещения к сонму угодников Божиих. Своим примером служили Богу и людям", – подчеркнул митрополит Павел.

Преподобным Феодосием был избран Студийский (общежительный) устав для монастыря, который впоследствии заимствовали у Лавры другие монастыри. Кто подвизался в посте, вкушая хлеб и воду, а иные зелень сырую, кто в молитвенном бдении, кто в земных поклонах – и все они были великим светильниками славы Божией. Монастырь помогал нищим и убогим, был построен странноприимный дом для больных, где всем оказывалась всемерная помощь. Каждую субботу в тюрьмы для заключенных отправляли воз хлеба. Лавра и по сей день следует заветам преподобного Феодосия – опекает детские дома, многодетные семьи, дома престарелых, заключенных в тюрьмах.

Можно приводить множество примеров из жизни преподобных. Великий пример из жизни Филарета Амфитеатрова, который дружил с преподобным Феофилом (нетленные мощи преподобного Феофила находятся в Китаевской пустыни) и который предсказал ему все.

И Филарет по доброй душе называл его "проказником". Потому что Феофил видел, что святитель недочитал каких-то молитв, что-то не так сделал и он, как бы указывая, но шутя, говорил то, что он сделал не так. К примеру, вылез Феофил на дерево и читал канон. И его спрашивает Филарет: "Что ты делаешь, проказник?" А Феофил отвечает: "Дочитываю канон". На что святитель сказал: "Что ж ты меня так обличаешь? Я сегодня недочитал эти каноны!"


Митрополит Павел объяснил, чего достойны украинцы


"Таких примеров, которые дают человеку понятие жизни – не счесть. Собор преподобных – это множество святых. Совокупность их подвигов умаляет и умилостивляет Бога и Божью Матерь, и посылается нам те Божественная благодать и сила, которые немощная врачующая и оскудевающая восполняющая", – отметил митрополит.

И добавил: "Они прятались от мира, но их мир знает, их мир прославляет! Они прятались от человеческой славы, а их сегодня славит весь мир, потому что они прославили Господа. До сегодняшнего дня, почти тысячу лет, они являются нашими духовниками. Потому что мы приходим в пещеры, мы беседуем в молитве с ними, они нам отвечают разъяснением на наши вопросы, которые так необходимы, или помощью, которая нам необходима в жизни – и о здоровье, и о даровании детей, и о умиротворении семьи… Поэтому, дорогие братья и сестры, мы живем в таком городе, живем на такой благословенной земле, и нам стоит лишь только прийти сюда и черпать Воду Жизни, где все исполняется по их молитвам для нашего с вами спасения. Прославляя Воскресшего Христа, славим создавшего нас Отца, благодарим Духа Святого в Троице Единосущного и Нераздельного, Которая явила миру сонм угодников Божиих, которые являются путеводными звездами на нашей земле. Желаю всем от души, когда придет время, а оно наступит обязательно, чтобы Господь присоединил к этому великому сонму. Это стадо божественных святых овец и нас грешных и недостойных, чтобы и мы славили Триединого Бога во веки веков. Аминь".

Дальние пещеры

1. Агафон чудотворец. Полностью отдав себя невозмутимой молитве, он получил богатые дары от Духа Святого: ясное познание истинного пути добродетелей, целебные благодатные силы и дар пророчества. Древняя надпись над его гробом возвещала, что преподобный Агафон был "совершенный угодник Божий, яко пророк будущая возвещая; яко врач, возложением рук своих немощные исцеляя; яко свят, в небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребывая".

Заранее провидев свою кончину, преподобный Агафон подготовил себя ко встрече с Господом и 5 марта переселился в Его Небесные Обители.

2. Ахилла диакон. Старинное лаврское рукописное сказание гласит: "Преподобный Ахилла, диакон и постник, не только никогда не питался вкусными яствами, то есть жареными или вареными, но и грубое мало что ел. Его пищей была одна просфора в неделю. За эти подвиги и посты наслаждается в Небесах у Христа вечной сладостью".

3. Аммон затворник. Был в Иерусалиме и на Афоне. Его святую жизнь печерские старцы брали в пример.

4. Анатолий затворник, постник, молитвенник и чудотворец.

5. Арсений трудолюбивый. Надпись на доске, закрывавшей некогда мощи святого Арсения, читалась так: "Преподобный Арсений Трудолюбивый никогда не был праздным, но всегда или молился, или исполнял монастырское послушание, не вкушая прежде захода солнца даже хлеба. А теперь в немеркнущем свете наслаждается созерцанием лица Божия".

6. Афанасий затворник. Жил в XIII веке в пещере, пребывал в безмолвии и непрестанно стоял на молитве.

7. Вениамин. Надпись на доске, закрывавшей некогда мощи святого Вениамина, читалась так: "Преподобный отец наш Вениамин, проживая в миру, был занят бесчисленными торговыми сделками. И когда услышал Евангельские слова, что "трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф. 19:23), то сменил богатство на добровольную нищету ради Христа, и все имущество отдал нуждающимся, и пришел к нищим духом, преподобным отцам Печерским, с которыми потрудился достойно, и переселился душой к Подвигоположнику Христу, получив венец победителя. А его святые мощи нетленно почивают здесь". Раздал свое имение и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты.

8 и 9. Геронтий и Леонтий Кононархи. Весьма юного возраста, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Преподобный Геронтий произнес стих: "Изведи из темницы душу мою" и скончался. Преподобный Леонтий заступил его, произнеся стих: "Меня ждут праведницы" и упокоился.


Хозяин жизни – кто он и как поступает


10. Григорий-чудотворец. Старинное лаврское рукописное сказание гласит: "Преподобный Григорий-чудотворец за свои великие добродетели удостоился дара чудотворений. И всю жизнь его пищей являлась зелень, причем сырая. Приходящих к нему он тоже одаривал зеленью, и от нее получали исцеление. И он богоугодно окончил свое житие, и свято почивает в пещере". Пил только воду.

11. Дионисий затворник. В 1453 году на Пасху он вошел в пещеру преподобного Антония, чтобы совершить каждение у святых мощей и сказал: "Святые отцы и братья! Сегодня есть великий день! Христос Воскресе!" И отвечали ему упокоившиеся преподобные громогласным гласом: "Воистину Воскресе!" После этого преподобный затворился в пещере, где и скончался.

12. Евфимий-схимник. После принятия схимы предался подвигу безмолвия. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с Ангелами.

13. Владимир-священномученик, митрополит Киевский. Митрополиту Владимиру пришлось бороться с влиянием революционного настроения народных масс на церковную жизнь. После февраля 1917 года его служение стало сопряжено не только с духовными искушениями и трудностями, но и опасностью физической расправы. Но святитель понимал, что за веру может пострадать. Так и случилось. Вечером 25 января (7 февраля по ст. ст.) 1918 года пятеро вооруженных солдат во главе с матросом ворвались в покои владыки в Киево-Печерской лавре и, дав ему на сборы немногим больше получаса, вывели митрополита Владимира сначала на лаврский двор, а затем за Экономические ворота лавры. В свою предсмертную минуту в молитве к Господу митрополит просил и о прощении своих убийц. Благословляя их обеими руками, владыка принял мученическую кончину: в акте медицинского осмотра тела убиенного митрополита зафиксировано, что архипастыря расстреливали разрывными пулями и кололи холодным острым оружием. Святитель стал первым архиереем-новомучеником Русской Православной Церкви. Был похоронен в Крестовоздвиженском храме на Ближних пещерах, в 1992 году были обретены мощи и перенесены в Дальние пещеры.

14. Захария-постник. По пострижении в монашество, положил себе за правило до смерти не есть ничего — ни печеного, ни вареного, и питался всякий день по захождении солнца малым количеством зелия. Он был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Часто видел он Ангелов, с которыми по смерти сподобился жить на небе вечно.

15. Зинон-постник. Постник и трудолюбец, многими подвигами добродетельного иноческого жития — постом, молитвами, смирением, послушанием — благоугодил Богу.

16. Игнатий-архимандрит. Исцелял, давая вкушать просфору, на которой он совершал литургию.

17. Илларион-схимник. По мнению некоторых авторитетных исследователей, святой Иларион-схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, это пятый митрополит Киевский Иларион, в 1051 году произведенный в митрополиты. Другие утверждают, что преподобный Иларион-схимник есть тот самый монах Иларион, "ниже по вся дни и нощи писаше книги в кельи преподобного отца нашего Феодосия, оному псалтырь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу". Доказательством этому, по-видимому, служит и сравнение предания об Иларионе-схимнике, записанном в кратком жизнеописании, с тем, что говорится о монахе Иларионе в житии преподобного Феодосия.

18. Ипатий-целебник (врач). Непрестанно весь день трудился на послушании монастырском, всю же ночь стоял на молитве, весьма редко давая себе уснуть. Вкушал он один хлеб и воду в малом количестве, и поелику служил святым отцам в их болезнях, то и сам сподобился исцелять болезни через возложение рук на больных. И теперь, кто прибегает с верой в своих болезнях к его мощам, получает исцеление.

19. Иосиф Многоболезненный. Поступил в Печерский монастырь по обету данному в многолетней болезни, получив исцеление, жил в молитве, посте и служении братии.

20. Кассиан-затворник. Постник, был трудолюбив и смирен перед всеми. Он заставил бесов сознаться, как много в Печерском монастыре есть иноков, которые могут изгонять бесов и как боятся бесы Печерских иноков. Перед своей кончиной затворился в пещере.

21. Лаврентий-затворник. Возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом.

22. Лонгин-вратарь. Его послушание было у врат Печерской обители, откуда и название "вратарь". По его заботливости никакой враг не входил в святую обитель, тем более не входила в его сердце никакая суетная мысль или страсть. Имея дар прозорливости, провидя не только дела, но и мысли человеческие, он многих привел к покаянию, а добродетельных укрепил на их пути.


Чего нам всем не хватает в жизни и почему


23. Лукиан-священномученик. Согласно надписи на его древней иконе, пострадал от Батыя около 1243 года.

24. Макарий-диакон. Был отдан в монастырь в детстве по обету за исцеление его от неизлечимой болезни. Здесь он обучился грамоте и особенно полюбил молитву и чтение божественных книг. Сподобился от Бога дара чудотворения.

25. Мардарий-затворник. Старинное лаврское рукописное сказание гласит: "Преподобный Мардарий бескелейный, который, приняв иночество, старался достичь совершенства не только в постах и молитвах, послушаниях и иных добродетелях, но и так смирил себя в нестяжании, что даже не хотел иметь у себя в келье ни одной вещи, оставив только одно одеяние, которое носил на себе".

26. Мартирий-диакон. Был чудотворцем и изгонял бесов. Те, за кого он молился на амвоне, получали просимое.

27. Мартирий-затворник. Особенности жизни и подвигов святого Мартирия неизвестны. Как "преподобный Мартирий, почивающий в затворе", впервые упомянут в списке покоящихся в Дальних пещерах святых, составленном в 1795 году.

28 и 29. Меркурий-постник и Паисий. По единомыслию духа и любви Христовой они были погребены, по их просьбе, в одной могиле.

30. Моисей-чудотворец. Носил железный пояс и крест, который изготовил сам. Любил псалмопение и земные поклоны.

31. Нестор некнижный. Старинное лаврское рукописное сказание гласит: "Нестор некнижный – не тот, который составил летопись о Руси, а другой. Он был некнижным и простого рода. Оставив мир и мирские заботы, он так пламенно служил Господу, что никогда не дремал на богослужении, а, молясь, не думал о постороннем: только о Боге и том, что изрекал устами. И день ото дня старался быть лучше, посвящая себя подвигам. За это он удостоился видеть во время молитвы ангелов и Самого Христа, и знать день своего преставления".

32. Павел послушливый. Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах.

33. Памва-затворник. Когда был на послушании, его захватили язычники и под пытками понуждали отречься от Христа. Но он продолжал исповедовать Единого Бога Всемогущего. И Ангел освободил его от оков и доставил здоровым в келью.

34. Панкратий-иеромонах. Молитвой, постом и помазанием елеем исцелял больных.

35. Пафнутий-затворник. Непрестанно плакал, помня о часе смертном. При кочине увидел ангелов, которые возносили его душу на небо.

36. Пимен-постник. Старинное лаврское рукописное сказание гласит: "Преподобный Пимен-постник стяжал великую благодать, и только раз в неделю немного ел, хотя постоянно нес монастырское послушание. И никогда не ослабевал от поста: молол ли в жерновах или носил на себе дрова. А через ночь стоял на молитве".

37. Пиор-затворник. Старинное лаврское рукописное сказание гласит: "Преподобный Пиор-затворник заключил себя в темной пещере, не желая смотреть на соблазны и суету земного мира, за что удостоился от Христа унаследовать свет, вовеки неугасимый".

38. Руф-затворник. Каждый день он совершенствовался в монашеской жизни и был примером для всех трудолюбцев.


Как простить обиду и отпустить


39. Силуан-схимник. Ревностно заботился о чистоте душевной и телесной. Чтобы приобрести ее, он наблюдал великое воздержание в пище и питии. К постнической жизни он присовокуплял постоянные ночные бдения и молитвы. Приобретение духовных дарований соответствовало его подвигам духовным. Однажды, стоя в келье на молитве, по дару прозорливости узнал, что воры залезли в сад. Тотчас своей молитвой связав их на три дня, так что они не могли двинуться с места, преподобный привел их в чувство раскаяния, наставил жить трудолюбиво и отпустил.

40. Сисой-схимник. Проводил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздержанию удивлялись все, знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведя всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину.

41. Софроний-затворник. Носил власяницу и железный пояс, ежедневно прочитывал всю Псалтирь.

42. Тит-воин. Надпись на доске, некогда закрывавшей мощи подвижника, читалась так: "Преподобный Тит воин, находясь на войне, оказался едва не смертельно ранен оружием в голову, и из-за этого перестал воевать, утратив прежние силы. Придя в монастырь Печерский, он был принят живущими здесь преподобными отцами, и облекся в иноческий чин, и доблестно подвизался постом и молитвой, вооружаясь против невидимого врага, и непрестанным плачем снискал такую благодать, что прежде кончины был удостоен известия об отпущении своих грехов, и переселился душою на Небо, к торжествующим сонмам".

43. Феодор молчаливый. Именуется молчаливым, так как, кроме многих иных подвигов, отличался особенно молчанием. Молчание было для него путем к всегдашнему богомыслию, средством к тому, чтобы ум его не развлекался ничем земным, чтобы его язык ни в чем не согрешал. Таким житием он угодил Господу и получил от Него дар чудотворения, который и теперь являет над приходящими с верой и поклоняющимися его святым мощам.

44. Феодор, князь Острожский. Воевода и защитник православия, в старости принял иночество в Печерской обители.

45. Феодосий, игумен Печерский. Заранее предсказав свою кончину, преподобный мирно отошел ко Господу в 1074 году и был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году, а к лику святых преподобный был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу молитва за всех христиан и молитва, которую вкладывают в руки умершим. Житие преподобного составлено преподобным Нестором-летописцем, его учеником, через 30 лет после кончины преподобного Феодосия.

46. Филарет (Амфитеатров) Святитель, митрополит Киевский. Касательно своей паствы митрополит Филарет принимал меры к укреплению в ней начал православной веры и благочестия. Поистине отеческою заботливостью митрополита Филарета пользовались духовно-учебные заведения. Владыка следил за умственным и нравственным развитием воспитанников, на которых он смотрел, как на будущих пастырей Церкви. Он принимал деятельное участие в избрании ректоров, в составлении учебников по богословским наукам. Для поднятия успехов и улучшения поведения воспитанников он не останавливался и пред строгими мерами. Такою же внимательностью со стороны митрополита Филарета пользовалась и духовная академия. Он следил за духом и направлением богословской науки в академии, давал указания профессорам по преподаваемым ими наукам. За 17 лет до своей смерти он принял схиму. Точно и ревностно исполняя все свои служебные обязанности, митрополит Филарет с высоко подвижнической строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития, пребывая всегда в воздержании и трудах, содержа свой ум в богомыслии и сердцем устремляясь к любви Христовой. Упокоился в 1857; был похоронен в Крестовоздвиженском храме на Ближних пещерах. В 1994 году его мощи были обретены и перенесены в Дальние пещеры.


Почему не исполняются наши желания, или Как творить Чудеса


47. Павел, митрополит Тобольский и Сибирский, святитель. Святитель Павел прожил в Киево-Печерской Лавре на покое недолго, немногим более двух лет. Его "покой" был только внешний. Хотя святитель Павел теперь был свободен от непрерывных забот и огорчений, связанных с управлением обширной епархией, которая была населена беспокойными людьми, продолжал непрерывно трудиться не только для спасения своей души, но и для блага ближних. Как только несколько окрепло его здоровье, он стал часто совершать богослужения. Он служил не только в Лавре, но и в других храмах Киева. В келье своей святитель проводил время в покаянной молитве и подвигах воздержания. Двери его кельи были открыты всегда для всех желающих. Многие приходили к святителю, которого все глубоко чтили как невинного страдальца, исповедовали перед ним свои скорби и нужды, просили у него совета и наставлений, и все получали духовное утешение. Святитель был великим милостивцем. Он приехал в Киево-Печерскую Лавру на покой безо всяких средств. Пищей, какую святителю Павлу давала Лавра, он делился с бедняками, которые почти постоянно посещали его келью. Когда никто из бедных не приходил к святителю Павлу, то он сам отправлялся на двор монастырский, находил бедняка, приводил в свою келью и кормил его. Свое имущество, какое только у него было, за исключением освященных облачений, святитель Павел при жизни своей, будучи, по его словам, "при доброй памяти и из собственной воли", раздал бедным людям. Осенью 1770 года он почувствовал особенную слабость своего здоровья и приближение смертного конца. Перед самой кончиной своей святитель Павел, пригласив к себе архимандрита Зосиму (Валкевича), просил облачить его после кончины в то архиерейское облачение, какое имелось в лаврской ризнице. 4 ноября 1770 года "в пятом часу с полдня" святитель Павел "со всяким христианским порядком", как доносил потом Киево-Печерский архимандрит Святейшему Синоду, преставился. После смерти своей святитель Павел не оставил своей паствы, и по его молитвам Господь совершил множество чудес. На основании многих десятков свидетельств о чудесах, явленных Богом в середине XIX – начале ХХ вв. по небесному ходатайству святителя Павла, летом 1913 года священноначалие Киево-Печерской Лавры осуществило среди киевлян сбор подписей в пользу возбуждения перед Святейшим Синодом ходатайства о причислении Тобольского архипастыря к лику святых. В 1914 году ходатайство было возбуждено, и тогда же, по распоряжению Синода, создана специальная комиссия для проверки свидетельств о чудесах, приписываемых небесному предстательству святого Павла. Приступив в том же году к работе, комиссия тщательно изучила множество свидетельств, которые были подтверждены присягой и медицинскими документами. Материалы работы комиссии прослеживаются до середины 1916 года. Более поздних материалов пока не обнаружено. Революция 1917 года и последовавшее затем установление на территории бывшей империи советской власти стали препятствием для продолжения подготовки канонизации святителя Павла, церковные канонизации стали вообще чрезвычайно редки из-за противодействия богоборческих светских властей. Во время фашистской оккупации Киева 3 ноября 1941 года Великая церковь Лавры была взорвана, и мощи святителя Павла на многие десятилетия оказались под руинами храма. В 1998-2000 гг. Великая лаврская церковь была восстановлена, и в ходе восстановительных работ в 1999 году мощи святителя Павла были обретены. Тогда же святыню перенесли в Дальние лаврские пещеры. Чин прославления святителя Павла был совершен 22 июня 2008 года.

48. Святитель Иоаникий Киевский.

Не подвизались в лавре, но их мощи покоятся в Дальних пещерах

49. Ефросиния Полоцкая. Правнучка святого равноапостольного князя Владимира. Эта княжна, по крещении своем, с юных лет посвятила себя изучению и познанию Священного Писания и писаний отеческих. Везде распространялись вести о ее премудрости и красоте. Но, умудренная свыше, она отвергла все блага мира, отдав себя, постригшись в монашество, на служение Богу. Упокоилась в 1170 году и погребена в общежительном Иерусалимском монастыре преподобного Феодосия, в храме Пресвятой Богородицы. При завоевании Иерусалима Саладином нетленные мощи ее были перенесены в Киев и положены в пещере преподобного Феодосия.

50. Феофил, архиепископ Новгородский. В 1485 году он опасно заболел. В то время явился ему во сне преподобный Нифонт, епископ Новгородский, и сказал: "Ты обещал поклониться святым Печерским, но не исполнил обещания, — за то Господь сократил лета жизни твоей. Разве не знаешь, что не исполнивший обета Богу, не увидит лица Божия". И потому Феофил велел везти себя больного в Киев. Но когда приехали к Днепру, явился ему Господь и, возвестив ему кончину, обещал принять его душу к Себе, повелевая, чтобы тело его было положено в пещере. После этого святой Феофил скончался. Тело его нетленное в осмоленной колоде приплыло под Печерский монастырь и здесь положено в пещере.

51. Младенец Вифлеемский, убиенный Иродом за Христа. Часть мощей принесена в Лавру в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном.

52. Климент, епископ Римский. Глава принесена в 988 году из Херсонеса Таврического в Киев и первоначально находилась в Десятинной церкви.

"Также в Дальних пещерах находится тридцать одна мироточивая глава. Когда лавра была закрыта как монастырь, эти главы хранились в стеклянных сосудах. С момента открытия монастыря и проведения первой службы они замироточили, при чем настолько обильно, что сосуды, в которых они пребывали, наполнялись за короткий промежуток времени доверху миром, которое издавало дивное благоухание. Когда ученые взяли это миро на экспертизу, то сделали вывод, что это очень сложные по структуре масла с присутствием белка. А полный состав миро определить было невозможно, впрочем, как и объяснить сам феномен мироточения", – поведал также митрополит Павел.

Канон преподобным отцам Киево-Печерским

Молитва преподобным отцам Киево-Печерским

Молитва первая

Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.

***

Молитва вторая

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево; Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию? Подписывайтесь! Telegram, Viber, Twitter, Facebook, Instagram и YouTube
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...