"Называли порнографом и боялись, что продам картины Порошенко". Интервью с директором Одесского музея

"Называли порнографом и боялись, что продам картины Порошенко". Интервью с директором Одесского музея Художник Александр Ройтбурд. Фото: facebook.com/artukrainegallery
Интервью

Известный живописец Александр Ройтбурд в понедельник был назначен директором Одесского художественного музея. Напомним, вокруг этого назначения уже два месяца бушуют страсти. Еще в декабре Ройтбурд стал победителем конкурса на это место, выиграв у бывшего директора музея и его заместителя. Но депутаты облсовета из-за политических разногласий относительно художника провалили его кандидатуру на своем заседании.

Против выступили представители «Опозиционного блока» и «Батькивщины». Напомним, что Александр Ройтбурд, будучи евромайдановцем, сделал громкое заявление по поводу событий 2 мая 2014 года в Одессе, когда погибли десятки людей. Ройтбурд высказал мнение, что тогда «украинские патриоты спасли город от большой беды».

Кроме того, последние пару месяцев шли бурные дискуссии о том, что Ройтбурд использовал для создания своих картин фекалии, что после назначения в директорское кресло сразу распродаст музейный фонд и т. п. В то же время ряд общественных деятелей культуры и чиновников высокого ранга, в том числе и министр культуры Евгений Нищук, написали письмо губернатору в поддержку Ройтбурда. В нем речь шла о том, что музей находится в критическом состоянии и отсутствие руководства приведет к необратимым потерям как здания, так и коллекции.

В понедельник губернатор Одесской области Максим Степанов личным решением утвердил художника в директорской должности. На данный момент с живописцем подписан пятилетний контракт. «Вести» поговорили с Александром Ройтбурдом о скандале вокруг его назначения и о перспективе развития одесского музея под его началом.

— Александр, вы чувствуете себя победителем?

— Я считаю, что победитель в этой ситуации — город Одесса. А конкретно эту битву выиграл губернатор Степанов, который проявил политическую волю. И я ему за это очень благодарен. И даже не как человек или функционер, а как одессит, которому небезразлична культура нашего города. Хочу сказать спасибо и всем тем, кто меня поддерживал в СМИ, в социальных сетях. Тем, кто советовал даже, как себя вести, предлагал помощь. Это было для меня очень важно. Потому что, признаться, мне действительно было нелегко.

— Противники вашего назначения утверждали, что вы рисуете фекалиями, припоминали ваши радикальные политические заявления и прочее. Можете резюмировать обвинения в ваш адрес?

— Если коротко, то меня обвиняли в том, что я порнограф, рисующий дерьмом п..ськи. А музей от меня надо спасать, потому что я его развалю. Все картины заменю своими холстами, написанными дерьмом, а старинные шедевры вынесу и продам Марине Порошенко.

— Как вы выдержали эти политические дрязги? Михаил Жванецкий сказал как-то, что не хочет идти в политику, потому что терпеть не может оскорбления…

— Я был вроде готов к потоку грязи, но оказалось, что он гораздо выше того уровня, который я себе представлял. Однако по мере возрастания абсурда обвинений мне становилось все смешнее. Хотя были и совсем нешуточные моменты, связанные не с оскорблениями в мой адрес, а с давлением и шантажом людей, которые меня поддерживали. Подробностей не скажу.

— Вы не опасаетесь, что, став «государственным человеком», чиновником, вы перестанете быть саркастичным как в своем живописном творчестве, так и в блогах?

— Мое творчество не касается того, что я должен делать для развития музея. Если буду последнее делать плохо — меня надо попросить с этой должности. Моя частная жизнь в искусстве и деятельность как музейщика не должны пересекаться. Что касается блогов, да, наверное, мне теперь придется выбирать выражения. Мои оппоненты манипулировали многими моими фразами, нагло и примитивно перекручивая их смысл. Но какие бы более сдержанные формулировки я ни стал использовать, надеюсь, не превращусь в чиновника, а останусь собой.

— Какие у Одесского художественного музея будут новые фишки?

— Идей у меня много, но нужно проверить, какие из них лучше будут реализовываться. Пиар-стратегию, рабочий график
музея (сдвинуть его закрытие на более позднее время. — Ред.) — все это надо еще обдумать и потом внедрять.

— Наверное, с вашим приходом в музее станет гораздо больше выставок знаковых современных художников: Ильи Чичкана, Василия Цаголова, Арсена Савадова и других?

— Музей будет знакомить Одессу с украинским актуальным искусством. Но я не хочу называть конкретные фамилии. Хотя и так понятен круг моего общения и художников, среди которых я существую. Главная моя задача — это превратить Одесский художественный музей в современное культурное заведение, куда бы с удовольствием ходила молодежь, дети. Я хочу сделать из музея — городской хаб. Максимально хочу двигаться к тому, что называют мировыми стандартами в этой области, чтобы музей стал уникальным заведением, интересным как нашим людям, так и туристам.

Досье "Вестей"

Александр Ройтбурд родился в Одессе в 1961 году. Является одним из самых дорогих художников-постмодернистов Украины, который в своих полотнах иронически обыгрывает классические сюжеты. Его произведения находятся в музее МоМА в Нью-Йорке, в Третьяковской галерее в Москве, PinchukArtCentre в Киеве. В 2009 году его холст «Прощай, Караваджо!» (написан под впечатлением от кражи в Одессе полотна Караваджо «Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу») был продан за $97 тыс. на аукционе в Лондоне.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию? Подписывайтесь! ВЕСТИ в Telegram, ВЕСТИ в Viber, ВЕСТИ в Facebook и ВЕСТИ в Instagram

Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...