"Сказали: служите, где хотите". Как на самом деле приходы "переходят" в ПЦУ

В фокусе

"Сказали: служите, где хотите". Как на самом деле приходы "переходят" в ПЦУ - фото
В селе Скобелка на Волыни собрание «актива» переросло в толчею

Рада приняла закон о переходе и регистрации религиозных общин почти полмесяца назад. И его не зря назвали "законом о церковном рейдерстве": по всей стране вспыхнули очаги столкновений между верующими. Пока что ситуация не вышла из-под контроля, однако в ближайшем будущем возможны эксцессы.

Брат пошел против сестры

В УПЦ отмечают крайне низкий процент переходов. В обращении к Грузинскому патриархату настоятель Зверинецкого монастыря Киева схиархимандрит Иов (Грищенко) указал, что в ПЦУ перешли всего 0,2% священников УПЦ. Тем не менее конфликтные ситуации вспыхивают по всей стране. В выходные страсти кипели в селе Перегоновка Кировоградской области — это вотчина экс-нардепа от БЮТ Виктора Лозинского.

На сайте ПЦУ появилось сообщение о "присоединении" местной общины УПЦ. Но в Кировоградской епархии УПЦ все опровергли, показав видеообращение от верующих, на котором те голосуют за верность митрополиту Онуфрию.

"Ситуация сложная — священник УПЦ не хочет присоединяться. У него остается верная община из примерно 60 человек, — сказал «Вестям» сельский голова Перегоновки Владимир Козак. — При этом община, голосовавшая за присоединение к ПЦУ, составила около 160 человек. Мне, правда, сложно сказать, все ли эти люди являются прихожанами церкви, но это — община села".

Больше всего "горячих точек" на Волыни. Только за последние пару недель активисты местных общин и партий провели с десяток собраний, связанных с переходом общин в ПЦУ, — это городок Берестечко, села Скобелка, Броница, Ничогивка. Тут, как и в Кировограде, Волынская епархия ПЦУ поспешила объявить о переходе в их подчинение парафий. И в селе Ничогивка конфликт привел к силовому противостоянию. Более сотни человек сначала обступили настоятеля местного храма отца Тарасия Берника, потом стали обыскивать его, пытаясь заполучить ключи от здания.


Бюрократия вместо титушек – подводные камни закона о церковном рейдерстве, который приняла Рада


При этом, по словам собеседников "Вестей", их поддерживал декан УПЦ КП Андрей Закидальский и сельский голова. "Увы, пролилась кровь — конфликт случился между родными братом и сестрой, — написал в "Фейсбуке" спикер Волынской епархии УПЦ Олег Точинский. — Брат поддерживал УПЦ КП, сестра — УПЦ. Как следствие, брат поднял руку на сестру и разбил ей нос".

"Вода наша, а не ваша"

Показательна ситуация в поселке Браилов (Винницкая обл.) — прямо в момент освящения воды на Крещение местный глава поселкового совета Валерий Резедент устроил "вечеринку" местной общине УПЦ. "Не дожидаясь окончания молебна, начал совершать хулиганские действия в отношении священника УПЦ Михаила Стеця, выкрикивать в микрофон, что никто его не приглашал, обзывать его "московским попом", — говорится на сайте Винницкой епархии УПЦ. — После появился у второго водоема. Его сопровождал священник ПЦУ Сергий из Жмеринки".

По свидетельствам очевидцев, оба стали выкрикивать: "Вода наша, а не ваша". "Голова выставил колонки, стал разгонять громкой музыкой весь молебен. Мы, вроде, и не против Томоса, но методы, которыми действуют власти, нечеловечные — этого мы принять не можем, — рассказал "Вестям" глава общественной организации "Граждане Браилова" Николай Трепака. — Тут понимают, что все происходящее имеет отношение к выборам — и ни женский монастырь, ни церкви в Браилове пока никуда не переходят".

Переход приходов УПЦ к ПЦУ - как проходят конфликты в регионах - фото 2

Кстати, несмотря на это, два Браиловских храма — апостолов Петра и Павла, а также апостола Иоанна Богослова — уже числятся в Жмеринском благочинии на официальном сайте Винницкой епархии ПЦУ. На сайте Браиловского горсовета объявлено проведение круглого стола 30 января между духовенством, местной властью и гражданским «активом»: именно там решится конфессиональная принадлежность храмов, которые есть в населенном пункте.


В ПЦУ придумали, как отобрать Киево-Печерскую Лавру


Храмы "служебные"

Отдельный вопрос — "ведомственные" храмы, которые находятся на территории тюрем и военных частей. Еще в октябре 2018-го в Анастасиевском храме при Бучанской исправительной колонии №85 (Киев) произошел конфликт между священниками УПЦ и УПЦ КП, которые попытались "проникнуть" в храм.

"Узнав, что это клирики УПЦ КП, община тюремного храма стала на его защиту", — отмечает информационно-просветительский отдел УПЦ. С тех пор, по данным "Вестей", храм остается в ведении УПЦ.

А вот в Одессе из храма Кирилла и Мефодия УПЦ, находящегося на территории Военной академии, "попросили" его настоятеля протоиерея Сергея Дмитриева. Сам священник рассказал, что настоятелем храма был с 2002 года, полностью его восстановил.

"Он был в рабочем состоянии, велись уставные службы. А в 2018-м началось изменение отношения к церкви, православию. 14 августа на территорию не пустили духовенство и верующих, после этого не пускали уже никого, кроме меня. Потом перестали пускать уже и меня". По словам отца Сергия, сейчас с храма сняли табличку о его принадлежности к УПЦ, вместо нее повесили указатель "место для удовлетворения религиозных потребностей".

Свое видение ситуации "Вестям" описал его полный "тезка", священник Сергей Дмитриев из ПЦУ. "Он пришел в этот храм еще при Януковиче, когда такие вопросы решались буквально по звонку. Однако с началом событий на востоке ситуация изменилась: военные перестали ходить в храм УПЦ, кроме того, туда перестали пускать людей с улицы — все-таки это военный объект, — сказал "Вестям" Сергей Дмитриев. — Более того, отец Сергий едва ли не епархию там создал — вот ему и сократили, условно, контракт".

Переход приходов УПЦ к ПЦУ - как проходят конфликты в регионах - фото 3

"Служите, где хотите"

Протоиерей Олег Точинский рассказывает, что на Волыни (как и, в принципе, по стране) для перехода в ПЦУ используют один и тот же сценарий. "В селе создают инициативную группу. Чаще всего это бюджетники — учителя, сотрудники исполкомов и т. п. Они идут по селу с опросом: "вы за какую церковь — украинскую или российскую?" Даже наши верующие на такой вопрос ответить не готовы, ведь он манипулятивен, и не каждый сможет грамотно сказать, что, мол, "российской" церкви в Украине не существует", — сказал "Вестям" Точинский.

По его словам, в разных населенных пунктах манипуляция выглядит по-разному: кое-где опрашивают всех без разбору, в итоге подписи "за ПЦУ" ставят даже представители протестантских церквей. "Им говорят: мол, подписывайтесь, вы ведь все равно ничего не теряете, — отметил Точинский. — Также свои подписи ставят несовершеннолетние".

Затем участники "инициативной группы" идут к главе села или ОТГ, подают списки и назначают собрание по "переходу прихода". Однако по уставу УПЦ в таком собрании должны участвовать члены общины. И собрание будет нелегитимно, если оно не проходит по инициативе приходского совета (и настоятеля, который и руководит общиной).

"На Волыни было всего два случая, когда священники УПЦ провели переход в ПЦУ по всем правилам. И в обоих случаях УПЦ признает эти переходы", — говорит Точинский.

Юридически грамотным вариантом было бы введение общинами УПЦ фиксированного членства. Однако, по данным "Вестей", в ОГА блокируют такую активность УПЦ.

Примечательно, что в том же законе о церковном "рейдерстве", упростившем переход приходов (№4128), содержится норма о том, что община, теряющая приход, может все равно сослужить в приходском храме, договорившись с настоятелем-конкурентом. И в случае с храмом в Кировоградской области местное руководство видит вероятное решение проблемы в поочередном служении священников от УПЦ и ПЦУ.

Переход приходов УПЦ к ПЦУ - как проходят конфликты в регионах - фото 4


Пять главных вопросов о ПЦУ: что будет с обрядами и храмами


"Нельзя ломать волю людей через колено. Если это примирит обе стороны, то это достойное решение", — сказал "Вестям" Владимир Козак. Но в большинстве "горячих точек" местное духовенство и руководство населенных пунктов препятствуют применению такого решения. По словам Точинского, еще ни в одном населенном пункте духовенство ПЦУ не пошло навстречу: "Мол, нечего выдумывать, тут делиться никто не будет — мы объединились, а вы служите где хотите", — поясняет Точинский. — Нашим священникам позволяют забрать из храмов только их личные вещи. Они в итоге оборудуют молельные комнаты у себя дома и приглашают паству туда".

"Ищите золото у Филарета"

Проверка наличия историко-культурных ценностей в Киево-Печерской Лавре, начатая в ноябре и установившая отсутствие восьми икон, деревянной чаши и креста, была не случайной и носила политический характер. По данным "Вестей", помимо УПЦ, в начале 90-х культурные ценности государство передавало и другим деноминациям.

"В частности, иудеям — однако им проверок никто не учиняет", — сказал нам собеседник в церковных кругах. По его сведениям, документы о приеме культурных ценностей подписывал патриарх Филарет, в тот момент — митрополит Киевский и всея Украины, глава УПЦ.

"Есть данные, что, уходя из УПЦ, он вывез из Лавры большое количество золотых предметов, икон. Среди них могли быть и предметы, которые передавало УПЦ государство. Всего три ведра золота, — сказал наш собеседник. — Поэтому я рекомендовал бы искать пропажу где-нибудь на Пушкинской, 36 (резиденция бывшего патриарха УПЦ КП Филарета. — Авт.)".

Загрузка...