ПЦУ раздора: поддержит ли мировое православие украинскую автокефалию


ПЦУ раздора: поддержит ли мировое православие украинскую автокефалию  - фото
Митрополит Епифаний

Вчерашняя интронизация Предстоятеля ПЦУ Епифания оставила смешанные чувства. Во-первых, очевидно сильное влияние украинских властей — представительство Кабмина и президентской администрации было сильнее, нежели, собственно, церковных кругов. Во-вторых, почти все зарубежные поместные церкви предпочли не присылать своих представителей. "Вести" узнали из первых уст, будут ли они поддерживать ПЦУ, спросив об этом у предстоятелей и митрополитов церквей Антиохии, Грузии, Болгарии, Чешских земель и Словакии.

Филарет не приехал из-за болезни

На интронизации, или возведении на престол Предстоятеля ПЦУ, которая проходила в Софийском соборе, присутствовал президент. Анонсированный накануне почетный патриарх Филарет не приехал — в связи с ухудшившимся состоянием здоровья (повысилось давление). Делегацию представителей Вселенского патриархата возглавил митрополит Эммануил Гальский — это один из наиболее влиятельных для Константинополя иерархов, его рассматривают как вероятного наследника Варфоломея.

"В качестве его соперника выступает митрополит Прусский Элпидофор: с ним вместе Епифаний учился, и он имеет личное влияние на украинского митрополита", — сказал наш собеседник в церковных кругах. Кроме него из зарубежных гостей были представитель Афона — правда, он угодил в больницу, а также делегации из США и Канады.

Сам Епифаний рассказал накануне торжеств: есть много желающих архиереев Болгарской, Грузинской, Элладской и Кипрской церквей приехать на интронизацию. "Они официально не могут принять участие до тех пор, пока не будет принято коллегиальное решение той или иной церкви о признании нашего автокефального статуса", — тотчас добавил он.

Внутрь собора пустили около 200 человек (в числе официальных лиц "Вести" заметили вице-премьера Геннадия Зубко, министра обороны Степана Полторака, главу СБУ Василия Грицака, руководителя Минкульта Евгения Нищука, а также Юлию Тимошенко). Простых людей в храм пускали по спискам, площадь перед собором была практически безлюдной.

Показательно, что во время торжественной литургии, поминая имена всех предстоятелей православных церквей, было зачитано в т. ч. имя патриарха РПЦ Кирилла. После того как Епифанию вручили жезл митрополита (это последний символический жест, завершающий интронизацию), слово взял Петр Порошенко: он пожелал ПЦУ "многая и долгая лета" и сказал, что для Епифания создание украинской церкви и получение томоса — "начало на пути объединения и служения".


Интронизация без ликующей массовки – почему проект ПЦУ никого не возбуждает


Четыре этапа создания ПЦУ

По сути, в создании ПЦУ было четыре главных этапа. Первым можно считать убеждение Варфоломея в необходимости дарования томоса. "Это была самая простая часть — он был рад уязвить РПЦ своим жестом", — сказал "Вестям" собеседник в церковных кругах.

Второй шаг — убедить УПЦ КП, УАПЦ и, главное, УПЦ в необходимости объединиться. На этом этапе план по созданию церкви дал сбой в первый раз: вместо десятков епископов от УПЦ в новую структуру перешли всего два, остальные, колебавшиеся, приняли решение остаться.

Третьим шагом должен был стать стремительный переход приходов от УПЦ к новосозданной ПЦУ. Однако и тут есть задержка: священники не спешат переходить по многим причинам, не последняя из которых — раскол во Всеправославном мире. Чтобы упростить процедуру перехода, был принят закон №4128, по сути, размывающий понятие "религиозная община".

Признают ли другие церкви

Завершающий, четвертый, этап формирования новой церкви — признание ее другими поместными церквями. И тут ожидается самая большая проблема. "Константинополь пытается выбросить 300 лет истории и менять порядок признания новых автокефалий, складывавшийся на протяжении последних 100 лет. Теперь Фанар может самостоятельно решать такие вопросы без согласования с сестринскими церковными структурами. А православные церкви хотят, чтобы подобные вопросы решались всеми", — считает политолог Алексей Якубин.

"Вести" лично убедились в этом, опросив четверых высокопоставленных делегатов от поместных православных церквей. Сделать это нам удалось на мероприятиях, посвященных 10-й годовщине интронизации патриарха Кирилла в Москве: своих представителей не прислали лишь Константинополь, Элладская, Кипрская и Албанская православные церкви (также не было делегатов от автономных церквей — Синайской, Финляндской, Эстонской и Кипрской).

Из общения с владыками можно сделать несколько выводов. Первый — о том, что церкви настаивают на проведении всеправославного диалога по украинскому вопросу. Второй — о том, что большинство пока поддерживает УПЦ и ее предстоятеля, Блаженнейшего Онуфрия. И третий, оставшийся за скобками официального общения: ряд делегаций отказал ""Вестям" в интервью по своим причинам, главной из которых является политизация вопроса и давление.

"От Александрийской церкви в Москву приехал только один митрополит (Трипольский Феофилакт. — Авт.), и он не хочет общаться ни с кем. Происходит определенное давление, поэтому диалог пока невозможен", — осторожно ответил "Вестям" представитель иерарха.

По нашим данным, именно в связи с попытками давления на церкви местных властей с требованием признания ПЦУ и связано отсутствие консолидированного решения. Так, на Болгарскую церковь давит лично премьер-министр Бойко Борисов, в конце 2018-го он даже лично встречался с патриархом БПЦ Неофитом: в парламенте страны находятся на рассмотрении два "антицерковных" законопроекта, один из них призван "защитить страну от иностранных угроз".

Как давят на православие

С Православной церковью Грузии, по данным источников "Вестей", активный диалог ведут власть, а также посольство США. Там, по нашим данным, епископат разделился на две равновеликие части: молодые священники выступают за признание ПЦУ, против этого — пожилые иерархи, которые опасаются, что вследствие признания из ГПЦ выйдут церкви Осетии и Абхазии.

Румынская делегация также ответила "Вестям" отказом. По нашим данным, у этой православной церкви меркантильный интерес: она просит у РПЦ отдать ей Молдавскую церковь в обмен на непризнание ПЦУ. "В свою очередь, если процесс с переходом приходов в ПЦУ наберет обороты, Румынская церковь получит эксклюзивное право на часть приходов в Буковине и Бессарабии, которые не захотят уходить в ПЦУ", — считает наш источник.

Интересна и ситуация внутри "греческих" церквей (т. е. пять автокефальных церквей, которые относятся к сфере влияния Константинополя: сам Фанар, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская церкви). И пока в Элладской церкви готовятся признавать ПЦУ, — там умеренное влияние на процесс оказывают местные власти и бывший посол США в Украине Джеффри Пайетт, который сейчас занимает аналогичную должность в Греции, — управляемые Фанаром монастыри Афона не столь радостно воспринимают перспективу.

Так, Варфоломей принял решение направить в Киев на интронизацию Предстоятеля ПЦУ Епифания одного из Афонских старцев, игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема. И тот, действительно, прилетел в Киев. Но в последний момент был госпитализирован — по официальным данным, он страдает от аритмии.

В свою очередь, Антиохийская церковь, единственная из "греческих", не разделяет позиции Константинополя в силу близости к РПЦ (о чем ее патриарх также рассказал в интервью "Вестям").


"Жалкое зрелище": в РПЦ оценили интронизацию "овечки Долли" Епифания


"Раскол может быть уврачеван только покаянием"

Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав (Гонт)

— Поддержит ли Православная церковь Чешских земель и Словакии новосозданную Православную церковь Украины?

— Позавчера (28 января. — Авт.) проходило совещание Священного синода Православной церкви Чешских земель и Словакии. И синодальные владыки возложили на мои плечи обязанность — обратиться к предстоятелям всех поместных православных церквей с просьбой провести Всеправославное совещание по украинскому вопросу. До этого момента, пока все события, которые имели место в Украине, не будут обсуждены и не получат соборного решения, наша позиция остается неизменной. Я бы хотел высказать поддержку Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию: мы, как соседи УПЦ, слышим о гонениях, которые начались в связи с событиями, имевшими место в декабре прошлого года. Молимся и надеемся на скорое каноническое разрешение проблемы, которая была создана в канонической жизни так называемым собором.

— Возможно ли восстановление отношений между Вселенским патриархатом и РПЦ?

— Восстановление отношений не только возможно, но и необходимо. Без диалога, встреч, обсуждения всех проблем, связанных с Украиной и ее церковной жизнью, никакого прогресса не может быть.

— Очень многие граждане Украины, православные верующие, переезжают к вам в Чехию, Словакию, интегрируются в местные православные общины. Как их принимаете?

— Принимаем всех. Но наше отношение к расколу категорическое. Ему нет места в церковной жизни. И всякий раскол может быть уврачеван только покаянием и возвращением в каноническую церковь. И это же относится во многом к выходцам из Украины. Мы принимаем их, объясняя, что такое раскол и как его нужно оберегаться.

"С Божьей помощью спор разрешится в каноническом русле"

Митрополит Старозагорский Киприан (Болгарская православная церковь)

— Каково ваше отношение к новосозданной ПЦУ, готовы ли ее признать?

— Священный синод Болгарской православной церкви назначил комиссию, которая будет заниматься украинским вопросом. С Божьей помощью спор будет разрешен в каноническом русле. С радостью вспоминаю, как я был в Украине, в Киево-Печерской лавре, по поводу 1000-летия Крещения Руси. Тогда я был избран делегатом по решению нашего Священного синода. Я видел крестный ход — люди показали поддержку канонической Православной церкви. Очень надеюсь, что вопрос будет разрешаться по каноническому пути. Меня впечатлило слово и молитва Блаженнейшего митрополита Онуфрия — он весьма погруженный в молитвы и духовные вопросы человек. Уверен, что с подобным предстоятелем церковь будет единой, апостольской и соборной.

— Возможно ли найти консенсус между РПЦ и Вселенским патриархатом?

— Каждое страдание от Бога, и мы можем претерпеть ровно столько, сколько Бог нам послал. Поэтому мы уповаем в этом вопросе на Него — Он является любовью и истиной. И мы надеемся, что всегда будем пребывать в одной, единой, соборной апостольской православной церкви, так, чтобы причастие принималось нами от одной чаши.

— Вопрос мира в Украине: готова ли Болгария принять наших верующих? Что можете пожелать украинцам всех конфессий?

— Болгария всегда была страной, которая любит православие, и дружественна к православным народам. Мы готовы протянуть руку тем, кто нуждается. Любовь между людьми, более того, православными народами, будет укреплять и нашу веру. И верим, что УПЦ останется целостной — Божьей милостью и допущением.


"Сказали: служите, где хотите". Как на самом деле приходы "переходят" в ПЦУ


"Власти меняются, границы стираются. Каноны же остаются"

Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х

— Будете ли признавать новосозданную ПЦУ или повремените с этим вопросом?

— Именно ортодоксальность, приверженность каноничности является фундаментом всего. То, что случилось в Украине в связи с новой церковью, нуждается в соборном решении всех православных церквей. Чтобы церковь стала автокефальной, она нуждается в консенсусе между православными церквями, а он достигается посредством диалога. К сожалению, то, что было подано как создание православной церкви, не было дискутировано в православном мире. А это очень чувствительный вопрос. Ведь мы всегда надеемся, что мы все едины в православном мире, и уверены, что никаких расколов не будет. Мы любим Русскую церковь, а это все (вопрос Украины. — Авт.) находится в пределах канонической территории РПЦ. У Антиохии и РПЦ очень близкие исторические связи. Мы боремся за то, чтобы Господь дал возможность решить украинскую проблему.

— По вашим словам, «украинский» вопрос находится в канонической плоскости РПЦ, но одновременно он же стал камнем преткновения между РПЦ и Вселенским патриархатом. Как считаете, как должно происходить примирение, сколько времени оно может занять?

— У этой проблемы есть различные мнения. Исторически обе церкви взаимодействовали между собой как любые православные церкви, и принцип их отношений основан на любви и Иисусе Христе. Я не согласен с тем, что сегодня присутствуют какие-либо факторы, политические либо иные другие, мешающие этому, и еще раз повторяю: предстоятели церквей должны встретиться, чтобы вести дискуссию между собой. Надеюсь, это случится в скором времени.

— Переход приходов от УПЦ к новосозданной церкви часто сопровождается конфликтами и распрями в местных общинах. Видите ли способ, как этого можно избежать?

— Безусловно, ситуация очень трудная и чувствительная. И вопрос непростой. Поэтому нельзя позволить, чтобы внутри православной церкви были подобные конфликты. Тем более если они связаны с националистическими проявлениями.

Могу сказать на примере Антиохийской церкви, которая находится в том числе на территории Турецкого государства, в Сирии и Ливане, Ираке, странах Персидского залива: представляете себе, что было бы, если бы наша церковная основа строилась на географическом принципе или на поддержке государственных властей? Власти часто меняются. Границы стираются. И от такого строительства церкви не было бы добра никому. Вот почему я призываю к уважению канонических территорий каждой церкви. И насколько мы едины в православии, настолько и будут цельными наши церкви. Я всем говорю такое послание: важно сотрудничество и общение между церквями и их предстоятелями.


Бюрократия вместо титушек – подводные камни закона о церковном рейдерстве, который приняла Рада


"Отношение РПЦ к Киеву очень личное и чувствительное"

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузия)

— Грузинская церковь — одна из немногих, кто еще не сказал свое слово по украинскому вопросу. Какова же ваша позиция?

— Вопрос чувствителен и сложен. Наша церковь, так же как Болгарская, Элладская, Румынская, Кипрская и почти половина православных церквей, пока позицию не сформировала. И каждый из первоиерархов чувствует ответственность за единство Всеправославной церкви. Вот почему ответ пока не дан.

— Есть мнение, что переход приходов от УПЦ к новосозданной ПЦУ происходит не совсем корректно. Как это должно происходить?

— Это последствия. Изначально, по моему глубокому убеждению, вопрос дарования автокефалии Украине надо было поставить в правильное, каноническое, русло. В существовавшей в Украине ситуации разделения надо было посоветоваться с другими православными церквями. И уже после этого начинать процедуру. При этом мы не спорим о том, имеет ли Украина, ее верующий народ, право требовать автокефальной церкви. Это должны решить сами верующие. Но когда мы наблюдаем разделение, не можем точно определить степень апостольского преемства той или иной группы — конечно же, это вызывает сомнение, смущение. И как раз поэтому до сих пор нет четкого ответа. Исходя из всего этого, разумеется, любые насильственные действия, направленные на захват храмов, монастырей, принуждение приходов к переходу к какой-либо другой группе, — это неправильно. К сожалению, такие аналоги мы видели и до этого, в Грузии, когда из Абхазии только лишь по этническому принципу в 2008 году были выдворены грузинские монахи и монахини. Эти случаи всегда опасны. Ведь когда справедливость избирательна, потом это всегда отражается в более тяжелой и болезненной форме.

— Существует ли раскол между Вселенским патриархатом и РПЦ и как врачевать его, ведь многие вопросы церковные длятся веками?

— Да, и пример тому — наша церковь. Когда мы заявили о восстановлении автокефалии в 1917 году, Константинополь подтвердил своим Томосом автокефалию Грузинской церкви лишь в 1990-м. Возможность того, что это (раскол. — Авт.) будет длиться десятилетиями, я не отметаю. И с большим уважением отношусь к Блаженнейшему Онуфрию - на его долю выпали большие испытания. Всем понятно, что исторически Киев — купель русского православия. И отношение РПЦ к Киеву — очень личное и чувствительное. Сегодня мы видим, что некоторые церкви поддерживают позицию РПЦ, другие воздержались. Но мы пока не видели церкви, которая сказала бы: «Мы признаем эту группу» (ПЦУ. — Авт.).


Пять главных вопросов о ПЦУ: что будет с обрядами и храмами


Православные церкви и их позиция по Украине

  • Константинопольская (Турция/Стамбул, Вселенский патриархат, юрисдикция — часть Греции, Азии, Европы, включая Финляндию и Эстонию, а также Австралия и Новая Зеландия, Афон, 5,2 млн верующих)

Позиция: выступила инициатором дарования автокефалии церкви Украины, обвинив РПЦ в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда Киевская кафедра была переведена в Москву. 

  • Александрийская (Египет/Каир, юрисдикция — вся Африка, 6 млн верующих)

Позиция: патриарх Александрийский Феодор II в июне 2018 года высказался о том, что политики «чаще вредят церкви, чем помогают», и подчеркнул, что вопрос автокефалии должен решаться путем обсуждения. В сентябре того же года в Одессе он призвал верующих «оставаться верными православной вере, оставаться в канонической церкви». 

  • Антиохийская (Сирия/Дамаск, юрисдикция — Сирия, Ливан, Ирак, все Эмираты, 2 млн верующих)

Позиция: патриарх Антиохийский, единственный из четырех «греческих» церквей, прямо осудил Константинополь за вмешательство в «украинский вопрос», попутно призвав православные церкви выступить против его действий.

  • Иерусалимская (Израиль/Иерусалим, юрисдикция — Израиль, Иордания, Палестина, 130 тыс. верующих)

Позиция: в ходе недавнего визита Петра Порошенко в Израиль Иерусалимский патриарх Феофил III отказал ему во встрече. Однако его заместитель, генеральный секретарь патриархата архиепископ Аристарх передал президенту слова поддержки. Позже патриарх высказал президенту слова поддержки и «согласился, что создание поместной церкви имеет историческое значение».

  • Русская (РФ/Москва, юрисдикция — почти все постсоветские республики, Украина оспаривается, 90–120 млн верующих)

Позиция: продолжает считать Украину своей канонической территорией. 15 октября 2018 года на заседании Синода РПЦ решено признать невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинополем. 

  • Сербская (Сербия/Белград, юрисдикция — Сербия, Босния, Македония, Словения, Хорватия, Черногория, 5–7 млн верующих)

Позиция: 3 февраля предстоятель Сербской православной церкви, патриарх Ириней заявил о непризнании ПЦУ. По его словам, Сербская церковь получила приглашение на интронизацию новоизбранного предстоятеля ПЦУ Епифания, однако представители церкви заявили о нежелании присутствовать на мероприятии. 

  • Румынская (Румыния/Бухарест, юрисдикция — Румыния, Молдова, 16,3 млн верующих)

Позиция: вероятно, будет обсуждать вопрос на Синоде в феврале. Однако в конце 2018 года патриарх Варфоломей принимал участие в освящении наивысшего православного храма в мире в Бухаресте, и его весьма тепло принял патриарх Румынский Даниил. 

  • Болгарская (Болгария/София, юрисдикция — только территория страны, более 8 млн верующих)

Позиция: 24 января Синод церкви провел обсуждение «украинского вопроса», в итоге между патриархом БПЦ Неофитом и его же митрополитами возникло расхождение во взглядах. Неофит хранит нейтралитет. В ответ часть митрополитов предложили объявить Вселенского патриарха еретиком, уточнив, что необходимо как минимум осудить его позицию. 

  • Грузинская (Грузия/Тбилиси, юрисдикция — Грузия, Абхазия и Южная Осетия (пусть и формально), 3,5 млн верующих)

Позиция: 6 января, в день получения ПЦУ Томоса, объявила, что четкую позицию выскажет, лишь когда ознакомится с текстом. 

  • Кипрская (Кипр/Никосия, юрисдикция — только Кипр, до 500 тыс. верующих)

Позиция: архиепископ Кипрский Хризостом сделал заявление, из которого может следовать, что церковь признает ПЦУ. «Придет время, когда Епифаний посетит Кипр и будет сослужить», — сказал он, одновременно заверив, что именно Вселенскую патриархию считает «Матерью-Церковью». Впрочем, четкого высказывания в пользу ПЦУ не было.

  • Элладская (Греция/Афины, юрисдикция — только Греция, 9,2 млн верующих)

Позиция: на заседании 8 января Священный синод не стал признавать ПЦУ, оставив этот вопрос на рассмотрение наивысшего административного органа — Собора иерархии. Сам Епифаний считает, что Элладская церковь признает ПЦУ уже в феврале. 

  • Польская (Польша/Варшава, юрисдикция — только Польша, около 600 тыс. верующих)

Позиция: ПЦУ не признает. «Власти Украины должны сначала объединить страну, положить конец войне, а только затем заниматься церковными делами», — говорит глава ППЦ, архиепископ Савва. Более того, он считает, что предстоятель ПЦУ Епифаний «не был посвящен в канонической церкви» (соответственно, поздравление ему он не направлял).

  • Албанская (Албания/Тирана, юрисдикция — только Албания, 700 тыс. верующих)

Позиция: самая молодая автокефальная церковь мира может поддержать ПЦУ в знак благодарности за собственную автокефалию. Считается «сателлитом» Константинополя. Тем не менее в ноябре 2018 года предстоятель АПЦ отправлял в Москву письмо, в котором назвал действия Варфоломея в Украине «хождением по минному полю».

  • Чешских земель и Словакии (Чехия/Прага, Словакия/Прешов, юрисдикция — обе страны, около 70 тыс. верующих)

Позиция: митрополит Ростислав считает необходимым диалог поместных православных церквей. Скорее всего, церковь не готова будет признать ПЦУ без проведения встречи на высшем уровне представителей РПЦ и Константинополя.

Загрузка...